Найти тему

Русское кино: быть или не быть?

До сих пор в нас гордостью отзывается, когда режиссеры зарубежных фильмов, чтобы подчеркнуть особенность персонажа, заставляют его читать русскую классику. Обычно это либо Толстой, либо Достоевский.

Та же печальная картина наблюдается и в кино: "Летят журавли" знают, "Утомленное солнце" тоже, "Гараж" быть может, "Москва слезам не верит", знаком, но на этом все.

Помню, смотрела передачу, где Познер курсировал с Ургантом по Франции. Познер забрел к какому-то знатоку в области кино и взял у него интервью. У них же Канны, а не Московский хухры-мухры кинофестиваль. Француз разговаривал с Познером через губу, как будто тот лично ответственен за провалы отечественного кинобизнеса. Критик предъявил тому "Любовь-Морковь" как доказательство того, что у нас не кино, а топинамбур, а вот Познер забыл сказать, что у нас вообще-то Звягинцев есть. Оставим сей прискорбный факт на совести ведущего.

На самом деле давно уже все не так печально, как черти малюют. В России есть и качественная литература и годное кино , просто мы по инерции еще брешем на караван. Не алмазные копи, всего пара жемчужин, но вполне себе. Перед вами список кино, а не книг. Как обычно десятка.

№1

"В движении", 2002. Фильм - триумф Константина Хабенского, хотя фильм вообще-то снимал Филипп Янковский. В моем сознании он почему-то сливается в фильмом "Час Пик", 2006 года. Оба фильма классные, но персонажи очень уж Костины. Хабенский настолько яркая индивидуальность, которая по какой-то удивительной странности вобрала в себя все пороки и добродетели своего времени, что его героев очень уж трудно развести по разным углам. Ну а как бы вы поступили на месте режиссеров? Вот обнаружили вы типаж (современный и востребованный), вот он прямо перед вами, сняли с ним фильм, а что дальше, на свалку? Нет, конечно, сняли еще один фильм с человеком морали, мягко говоря, нестрогой, но в душе которого эти маленькие, забитые, зеленые ростки добра все-таки пробиваются. И это не один и даже не два фильма, а куда больше. В этом смысле Хабенского буквально вырастили, не без его участия разумеется. Надо ему отдать должное, Константин попал, что называется, в струю, но отработал так, что любо-дорого смотреть.

И вот этот герой нулевых, которого мы рассматриваем в контексте русской культуры, существо эгоистичное и легкомысленное, до него очень сложно достучаться (панцирь, знаете ли, раковый). Он погряз в сиюминутном. И мы оставляем его сломленным, практически уничтоженным, но в тот момент, когда ему показывают иной путь - медленный и трудный.

Выделяю я фильм 2002 года потому что он мощнее, он поколенческий, и его можно запросто ставить вровень с Братом и Братом-2, со временем я уверена так и произойдет. Писать про Дозоры не буду, с ними этак все ясно, раз их возили за границу, они прошли верификацию. И опять же Хабенский, гм, да!

№2

"В стиле jazz", 2010. Я как человек на стыке двух эпох очень остро ощущаю разницу между этим фильмом и телевизионным сериалом "Место встречи изменить нельзя", там где Высоцкий играет. Когда я понимаю, что оба фильма снял один и тот же человек, меня с ног валит когнитивный диссонанс. Где Володя Высоцкий, а где, собственно, вот эта сливочная история с Еленой Яковлевой, аппетитной девушкой Аглаей Шиловской и, простите, природным ведьмаком - Михаилом Жебровским? Если не загоняться вот этими мыслями и не ждать, что вам покажут фильм, который вы на цитаты порвете, то выходит очень симпатичное кино. Я с легкостью его ставлю в список годного, потому что он забавный, он легкий, он неожиданный, он красивый. И после просмотра возникает такое ощущение приятности, округлости, законченности. Фильм поднимает настроение, заставляет улыбаться и прогоняет дурные сны.

Правда, не знаю зачем Говорухин погнался за Жебровским, у него же с Машковым схожий типаж. Другое дело, если Владимир Львович был занят. Хотя это тоже примета времени, уже нашего, не нулевого, а ревущих двадцатых, дефицит в кино мужика, ну вот хоть ты тресни и кол на голове чеши. Все, как один, рвутся за мужиками заграницу. Вымерла порода. Испарилось и благородная рефлексия Олега Янковского, и брутальность Певцова, Машкова, Устюгова и иже с ними. Что осталось? Чувствительный Козловский, мальчик- не муж Александр Петров, мажор Прилучный. Единственный, кто подает надежды быть нормальным мужиком, это Петр Федоров, но ему как-то катастрофически не везет со сценариями.

-2

№3

"2 дня", 2011. Дело рук режиссера Авдотьи Смирновой. Что примечательно, в новом русском кино (годном), фамилии женщин звучат гораздо чаще мужских. По большому счету я не люблю Федора Бондарчука, не то чтобы на нем природа отдыхает, нет, но есть в нем какая-то пресыщенность, которая разливается по всей его физиономии. Как известно, творческий человек должен быть голодным. А вот Бондарчук никогда голодным не был (я сейчас не про физику говорю). Изначально он был в другом положении. За чтобы он не брался, у него все получалось (ресурсы имелись), но все-таки звезд с неба он не хватал. Как мне кажется, нет в нем того, что отличает настоящего художника, то ли угла, в который тебя загнали, то ли башни, в которую тебя заперли. Искусство его рождается не из боли, не в муках, а так, взял с полки то, до чего рука дотянулась. Но нельзя и совсем обесценивать его творчество, Бондарчук человек трудолюбивый и дотошный. Быть ремесленником, крепким средничком тоже требует усилий и затрат, это вам не два пальца об асфальт. Но довольно об этом. Как актер Бондарчук убедителен, но везде одинаков, у него фактура такая, никуда не спрячешь. И вот в этом фильме, где он играет с восхитительной Ксенией Раппопорт, Федор достигает своего максимума, тут звезды сходятся, и выходит отличная комедия.

-3

№4

"Ванечка", 2007. Совершенно случайно фильмы, которые я выбрала оказались срежиссированы женщинами. Фильм Елены Николаевой, не удивлюсь, если имя вам ничего не скажет. Для меня оно тоже набор звуков, никаких ассоциаций. Главную героиню играет Елена Великанова, имя тоже не на слуху, это никакая не Вилкова, ни Ходченкова, ни Гусева, ни Марина Александрова, вообще никто (казалось бы). Зато у нее отличная компания, которая в представлениях не нуждается, Андрей Панин. Царствие Небесное, как говорит моя бабушка. Фильм о том, что судьбу человека формируют вовсе не мечты, а пройденный путь.

Малыш подмигивает
Малыш подмигивает

№4

Жестокость, 2007. И снова фамилия с окончанием на "а". Марина Любакова. Смотрю фильмографию на Кинопоиске, четыре строчки, последняя за '9-ый год. Как так? Сейчас по телевизору потянут какую-то резину про крепостную, как будто "Бедной Насти" не хватило, а вот авторское кино нам, конечно, не нужно. Зачем, спрашивается, мы лучше дрянь с земли есть будем. В фильме играют Рената Летвинова и Анна Бегунова, имена знакомые, о персонах представление имеется. Но что такое Рената Летвинова в последнее время - это варка в собственном соку. Проблема в том, что настоящее искусство это океан, сообщающийся сосуд, а факультативная самодеятельность - это прудик, стоячая вода. То, что Рената делает последнее время, может быть интересно, но в узком кругу (работа Анны Меликян исключение, подтверждающее правило). А фильм "Жестокость" - это соленый простор, по-крайней мере его участок. Если сводить смысл к одной фразе, получится вот что. Если прикармливаешь льва, помни, что перед тобой зверь. Или. Нельзя мерить дикого зверя человеческой меркой. Или. Сытый голодного не разумеет.

№5

Кококо, 2012. Еще один фильм Авдотьи Смирновой. В главной роли Анна Михалкова. Если вы ждете, что я, как бульдозерный каток, проедусь по дочери мэтра русского кино, напрасно. Я Анечку люблю. Она большая молодец. Думаю, она многое вытерпела, чтобы стать актрисой. Я почему-то уверена, что у нее был трудный путь, и она себя на нем не жалела. Она была той самой голодной и жадной до искусства. Другое дело, что и у нее случаются неудачи, что хороший сценарий в наших широтах - это белый медведь в джунглях, что и Анна ограничена формой. В фильме затрагивается важная тема сосуществования так называемой скотобазы, представленной быдлом и хабалками (не они такие, жизнь такая), и людьми с более тонкой душевной организацией и куда худшим пищеварением.

Тут разыгрывается "хождение в народ", интеллигента снова начинает мучить совесть за свою сытую духовную жизнь. Этот разрыв показан очень хорошо, это два типа людей, которые могут понять друг друга на один короткий миг (обычно пьяный), но вот каши они совместно не сварят. Расплюются и разойдутся. И что хорошо, ни та, ни другая сторона не имеет ярко выраженного знака плюс, минусы они везде есть.

Фильм показывает очередную попытку примирения двух разошедшихся, как в море корабли, полюсов. Преодолеем мы когда барьер?

-5

№6

Искушение, 2007. Фильм Сергея Ашкенази, в главной роли Сергей Маковецкий, в ролях помельче тоже личности небезызвестные - Екатерина Федулова и Иван Стебунов. Фильм отличный, есть только одно но - последняя фраза, ее выкинуть и все путем. Фильм идет по очень высокой планке. Это не то что годное кино, это произведение искусства. О чем фильм? Фильм о любви, которая не разбирает ни чинов, ни идеальных пропорций, ни возраста. Влюбляешься и никаких гвоздей, вот лозунг мой и всех людей на свете. Во всем безобразии отечественного кинематографа мне почему-то жалко именно Стебунова, он для меня собирательный образ всех талантливых актеров, которые имели все, чтобы вырваться вперед, но завязли в нашем местечковом болоте. А тут еще девушка оставила, и какая девушка (красавица Марина), блин, обидно за человека. В общем, страдалец от искусства. Чистое искусство вымерло, Иван, дай, что ли, лапу, брат.

-6

№7

Артистка, 2007. Тут все просто - здесь играет "старая гвардия": Аронова, Певцов, Добровольская, Абдулов, Ефремов, Степанов, а капитанит Говорухин. Это как у Гоголя - " субдительное сюперфлю", точка высочайшего совершенства. Всё и все на местах. Фильм игровой, живой, искрящийся, тонкий, умный, жизненный. Трагикомедия, вот, немного в рязановском ключе. Если еще не видели, рекомендую от всех фибр своей души.

-7

№8

Кружовник, 2006. Мне почему-то хочется написать крыжовник, так рука и чешется. Перед нами интерпретация чеховского рассказа, ожидания должны быть соответствующими. В главной роли Дмитрий Певцов, как говорила моя незабвенная подруга - "я бы ему дала". Оставив моральную сторону вопроса, мы оказываемся перед фактом - Певцов главный красавчик интеллигентного типа, редкий зверь. После 90-х слово "интеллигент" только-только поднимает головку, не будем его пугать. Крепкая история, отличный сюжет и, конечно, ушат с моралью. Мораль производная от "Зеркала" Тарковского. Нельзя спать в кровати под балдахином, когда кругом голод, разруха и война и в сенях рубят голову петуху. Или исконно чеховское: нельзя ни черта в жизни не делать и оставаться человеком.

-8

№9

Собака Павлова, 2006. Фильм Екатерины Шагаловой, в главной роли Елена Лядова и Николай Иванов. Место действия - палата №6, ну почти. Тема "Пролетая над гнездом кукушки" как-то особенно пронзительно звучит на русский лад, но вместе с тем (что неожиданно) жизнеутверждающе.
Фильм замечательный, персонажи необычные, история складывается и домино бежит красивой лентой. Но что особенно приятно, фильм о любви. Кто знает кто такая Женевьева Терговен? Так вот, дамы и господа, Елене Лядовой удалось воплотить героиню Ремарка.

-9

№10

Еще один год, 2013. Если хотите посмотреть современный фильм, где режиссер не пытается поставить вам диагноз (русским человеком сегодня быть непросто), то вот, пожалуйста, работа Оксаны Бычковой. Фильм - размышление о том, что в жизни самое важное. Любовь, карьера, быть может саморазвитие? А что если одно тормозит второе или что если вам просто так кажется. Как определить, что ваш избранник действительно ваш человек? История одной пары, талантливо, красиво и без усилий показанная отличным режиссером.

-10