Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»: Сильные и независимые

Оценка: 7 из 10

Новый блокбастер по комиксам DC выходит в российский прокат 6 января 2020 года. Режиссёр: Кэти Янь. В ролях: Марго Робби, Джерни Смоллетт, Мэри Элизабет Уинстэд, Юэн Макгрегор, Крис Мессина, Рози Перес и другие.

Фото: постер к фильму
Фото: постер к фильму

2020-й обещает стать переломным годом в истории крупного голливудского кино. Мы привыкли, что за большим студийным производством в пяти случаях из шести стоят мужчины, они же – в главных ролях, они же, как правило, снимают блокбастеры, ставящие рекорды в мировом бокс-офисе. Но теперь настало время женщины писать историю новейшего кинематографа. В 2020-м году сразу пять крупнобюджетных и сверх ожидаемых проектов поставлены женщинами-режиссёрами и с женскими персонажами в центре истории. Ники Каро освежит знакомую с детства сказку о Мулан, Кейт Шортланд и Хлоя Чжао откроют новую главу во вселенной фильмов Marvel после «Финала», а их конкуренты из вселенной по комиксам DC вернут на экраны Чудо-женщину (режиссёром всё так же выступает Пэтти Дженкинс) и Харли Квинн.

Открывать феминоцентрический год голливудских блокбастеров выпала честь самой юной из упомянутой пятёрки постановщиц Кэти Янь и её «Хищным птицам». Китаянке Янь всего 34 года и за её плечами лишь один полнометражный фильм – талантливая комедийная драма о смене поколений «Мёртвые свиньи», призёр фестиваля «Санденс». Кино ещё даже не успело выйти нигде за пределами родного Китая, как студия Warner уже поставила подающую надежды Кэти Янь во главе своего следующего после «Шазам!» фильма по комиксам DC. В извечной дилемме «опытность или молодость» они сделали ставку на второе. Получившиеся в итоге энергичные и драйвовые «Хищные птицы» доказывают, что в кои-то веки Warner Bros. не прогадали.

Неуравновешенная, дерзкая и с безумным чувством юмора Харли Квинн в бессменном исполнении Марго Робби, для которой, кажется, этот персонаж и был придуман однажды, переживает расставание с гением преступного мира – Джокером (на экране он так и не появится, хотя в его образе, очевидно, подразумевается Джаред Лето). Когда она была вместе со своим «Пудингом», никто даже посмотреть косо не мог в её адрес, у Харли была неприкосновенность, как среди бандитов, так и офицеров полиции. Однако пришло время стать сильной и независимой, решает Квинн, и придумывает эффектный способ рассказать всему Готэму об их с Джокером разрыве.

Параллельно с этими событиями мы знакомимся с другими отчаявшимися героинями, также пытающимися обрести свой собственный голос и поставить властных, перекрывающих им кислород мужчин на своё место. У нас есть Чёрная Канарейка (Джерни Смоллетт) с невероятным голосом, честный и доводящий дело до конца коп Рене Монтойя (Рози Перес), загадочная Охотница (Мэри Элизабет Уинстэд) с луком и стрелами, а также юная карманница Кассандра Кейн (Элла Джей Баско), укравшая не у того человека бриллиант, из-за чего на неё теперь охотится весь город. «Не тот человек» — это глава преступного мира Готэма, бизнесмен Роман Сайонис (Юэн Макгрегор), который уже давно положил глаз на Харли Квинн, а теперь узнаёт, что именно она и помогает девчонке с краденым камнем.

Весь фильм является, по сути, рассказом самой Харли, которая постоянно перескакивает с события на событие, вставляя забавные предыстории к каждому новому герою на экране и саркастически комментируя происходящее. Да, ассоциация с «Дэдпулом» напрашивается с первых же кадров, только, естественно, никакого мета-уровня здесь и в помине нет, лишь локальные шутки про Джокера, Бэтмена и высмеивание клишированных сюжетных элементов («любой коп начинает выкладываться по полной, только после того, как его отстранят»). Даже вращение истории вокруг вредного проблемного подростка также напоминает о втором «Дэдпуле», что, конечно, сценаристов «Хищных птиц» не красит.

Главная тема фильма задана ещё в его подзаголовке (оригинальном, само собой) – это высвобождение женщины от тоскичных отношений с мужчиной, уход от зависимости. Эмансипация женщин в кинокомиксах вообще событие редко затрагиваемое, за что уже можно похвалить режиссёра Кэти Янь. У фильма отчётливый феминистический настрой, это, в принципе, закономерно – в центре истории пять девушек и один властный, нарциссичный, цитируя Харли, «dickhead». Причём феминизм здесь не агрессивный, не намеренно токсичный как в некоторых, подхвативших тренд, драмах, а скорее специально адаптированный под широкую аудиторию. Другими словами, «Хищные птицы» выдерживают баланс между программным студийным фильмом, призванным привить у людей равноправие полов посредством массовой культуры, и весёлой, развлекательной историей, где любую идею можно подать под соусом хорошего юмора.

Проблемы же у фильма прослеживаются немного в другой плоскости. И слово «плоскость» всплывает неслучайно, ибо именно так хочется описать львиную долю персонажей фильма. Да, мы говорили это раньше и готовы повторить ещё десяток раз: Марго Робби совершенно прекрасна в роли Харли Квинн – она весёлая, артистичная, органично смотрится на экране, да и вообще претензий не вызывает. Больше же выделить никого не получится, даже сильно захотев. Остальные «Птицы» чрезмерно карикатурны или попросту не раскрыты, у героини Уинстэд и вовсе от силы 5 строчек диалога. По-сексистски настроенный зритель, возможно, хотел бы заранее отметить Макгрегора, но, скорее всего, обожжётся, узнав, что его персонаж – нетрадиционной ориентации. Однако Сиониса как отличительного кинозлодея портит совсем иное – тот факт, что создатели фильма превратили его в жалкую копию Джокера, причём версии Лето, который сам был, как мы знаем, не эталон.

«Хищные птицы» не смогут порадовать новыми интересными персонажами и свежим, непредсказуемым сюжетом, как бы Квинн не старался запутать зрителя многочисленными лирическими отступлениями. Однако, кроме своей титульной героини, у картины Кэти Янь есть ещё два неоспоримых преимущества, которыми не могут похвастаться ни один из семи предыдущих фильмов расширенной вселенной DC. Во-первых, подбор музыки у «Хищных птиц» чистая роскошь и неогранённая драгоценность для любого меломана, любящего, когда определённые моменты фильма ассоциируются после просмотра с конкретной песнью. Не тот фильм студия прозвала «Шазамом», ибо на сеансе «Птичек» хочется «зашазамить» каждую вторую композицию.

Во-вторых, это редкий кинокомикс от Ворнеров, который может занести в актив постановку экшен-сцен. Для этого, между прочим, был приглашён, возможно, главный каскадёр и постановщик трюков в Голливуде на сегодняшний день – Чад Стахелски, создатель и режиссёр всех частей «Джона Уика». Не то чтобы у «Хищных птиц» много выдающихся экшен-сцен, но по части драк и их хореографии у фильма всё в порядке. Тут-то во многом и раскрывается тема «взрослого» рейтинга, впервые полученного кинокомиксом из общей киновселенной. Ломаются колени, битой пробиваются черепа, повсюду кровь, насилие и всё это обильно смазано крепкими словечками – к такому не сразу привыкаешь после чрезвычайно детского «Шазама» и мультяшного «Аквамена», но постепенно это начинает приносить свою дозу веселия.

Примечательно, что художественный фильм в целом по уровню изобретательности и уместности использования рейтинга R уступает вышедшему не так давно анимационному сериалу DC Universe «Харли Квинн», на фоне которого «Хищные птицы» вообще кажутся детским мультиком. Но это забота уже не Кэти Янь и её творения, а погружённого во всё это комиксное разнообразие зрителя, который, впрочем, должен остаться доволен и новой главой DCEU. «Хищные птицы» — пожалуй, самое весёлое и безбашенное кино с явным феминистическим уклоном, выходившее из-под крыла крупной студии в последние годы. Недостаток проработки персонажей и предсказуемый сюжет перекрываются бойким экшеном, крутой музыкой и потрясающей Марго Робби. Год феминистических блокбастеров открыт, и, надеемся, старт в виде картины Кэти Янь – хоть и приятная, но всё же только закуска перед основным блюдом.

Вадим Богданов, InterMedia