Найти в Дзене
Homo Sapiens

Как человек стал абсолютным доминантом

На Земле более миллиона видов животных. Но только человек стал тем видом, чья доминантность затмевает всех вместе взятых. Какое такое новшество произошло в нашей эволюции, что привело к такому грандиозному результату? Конечно, ответ связан с мозгом. Но что именно так подтолкнуло нашу эволюцию? По массе мозга мы далеко не самые первые. Есть животные, чей мозг гораздо больше. Эти животные и сами крупные, а на обслуживание большого тела необходимо больше вычислительных ресурсов. Может быть, ответ в соотношении массы мозга к массе тела ? Тут творится невероятная чехарда. Так, у человека это соотношение равно примерно 1/50. А у маленькой птички колибри оно равно 1/12. Она рекордсмен по этому показателю среди позвоночных. Среди приматов есть беличьи обезьяны, у которых это соотношение 1/17. Т.е. ответ точно не связан ни с массой мозга ни с отношением массы мозга к массе тела. Каким-то образом человек умудрился обзавестись не просто значительным по объёму мозгом, но и мозгом крайне эффективн

На Земле более миллиона видов животных. Но только человек стал тем видом, чья доминантность затмевает всех вместе взятых. Какое такое новшество произошло в нашей эволюции, что привело к такому грандиозному результату? Конечно, ответ связан с мозгом. Но что именно так подтолкнуло нашу эволюцию?

По массе мозга мы далеко не самые первые. Есть животные, чей мозг гораздо больше. Эти животные и сами крупные, а на обслуживание большого тела необходимо больше вычислительных ресурсов. Может быть, ответ в соотношении массы мозга к массе тела ? Тут творится невероятная чехарда. Так, у человека это соотношение равно примерно 1/50. А у маленькой птички колибри оно равно 1/12. Она рекордсмен по этому показателю среди позвоночных. Среди приматов есть беличьи обезьяны, у которых это соотношение 1/17. Т.е. ответ точно не связан ни с массой мозга ни с отношением массы мозга к массе тела. Каким-то образом человек умудрился обзавестись не просто значительным по объёму мозгом, но и мозгом крайне эффективным по функциональности. А другие виды не смогли. В чем же причина?

Между разными видами постоянно идет незримое соревнование в совершенствовании механизмов адаптации. Жизнь началась с простейших форм и за несколько миллиардов лет переродилась в сложнейшие биомы. Всё это стало результатом бесконечного соревнования. Тот, кто быстрее мог меняться, получал больше шансов обзавестись новыми полезными качествами и опередить конкурентов.

Что мешает видам адаптироваться быстро? Тут следует вспомнить что является двигателем всех изменений - это, конечно же, мутации. Здесь и кроется ответ на вопрос почему виды не могут быстро меняться. Мутации привносят в геном новую информацию, но они же могут быть губительными для отдельных особей. Если мутаций много, то существует большой шанс, что следующее поколение будет менее приспособленным, что ведет к вымиранию. Значит, число мутаций не должно превышать определенный порог. Например, для человека это около 70 мутаций. Каждый родившийся ребенок получает в среднем около 70 мутаций. Ограничение количества мутаций позволяет поддерживать стабильность популяции. Но, в то же время, это ограничивает способность вида к быстрой адаптации и изменчивости.

Наши предки "придумали" удивительный механизм для решения этой проблемы. Чтобы понять как у них это получилось, нужно вкратце рассмотреть основные отделы мозга. Мозг развивался эволюционно, и каждый новый слой добавлял свой функционал на своём уровне абстракции.

Самые древние слои мозга отвечают за передачу информации от пучка нервов из позвоночника, за координацию движений, за координацию движения глаз, рефлекторные движения головы и регуляцию работы внутренних органов (температура тела, чувство жажды, чувство голода и т.д.). Это базовый функционал любого животного с ЦНС, нарушения в котором почти всегда фатальны.

Более развитые животные обзавелись лимбической системой. Эта надстройка добавила много функций - контроль сна и бодрствования, мотивация и эмоции. Животные с лимбической системой уже не похожи на примитивных биороботов. Они могут злиться и радоваться, испытывать сексуальное влечение, иметь стремление к определенной цели. Лимбическая система активно выделяет различные гормоны, управляя поведением.

Еще более развитые животные обзавелись корой головного мозга - неокортексом. Данная структура позволила перейти в обработке информации на новый абстрактный уровень - строить сложные модели окружающей ситуации, делать долгосрочное планирование и т.д..

Более древние системы мозга хорошо отлажены и отвечают за самые фундаментальные функции. Мутации, связанные с ними, чаще всего фатальны для организма. Напротив, изменения молодых в эволюционном плане образований с меньшей вероятностью приводят к краху.

И вот тут наши предки сделали огромный рывок, позволивший опередить всех других животных - у человека огромная изменчивость неокортекса. Каждый новый ребенок сильно отличается своим неокортексом от родителей. Структура та же, но объёмы разных полей варьируются в больших пределах. Иногда, по количеству нейронов в определенных полях люди различаются друг от друга в десятки раз! Все основные системы жизнеобеспечения почти одинаковы. Организм жизнеспособен на уровне базовых функций. Но каждый раз получается организм со своими уникальными параметрами. В большой популяции людей всегда найдется тот, чьи способности будут наиболее оптимальными в конкретных условиях. И для этого не нужны никакие мутации!

Но человек пошел дальше и взял на вооружение еще один механизм скоростной изменчивости - у человека самый продолжительный срок социализации. Примерно 15 лет требуется для того, чтобы ребенок стал самостоятельным. За этот период он адаптирует свой мозг под конкретные условия обитания. И опять для этого не нужны длительные мутации.

Огромная индивидуальная изменчивость мозга и длительная социализация привели нас на вершину доминирования. Мы можем жить в совершенно разных условиях при любом климате, бороться с любыми вызовами природы и добывать пищу разнообразнейшими способами. Мы освоили все уголки Земли. Но за всё хорошее нужно платить. И люди платят за это большую цену - мы очень редко понимаем друг-друга. Каждый обладает своим индивидуальным мироощущением, основанным на индивидуальных особенностях мозга. И именно из-за этого один человек редко понимает другого. Такая вот у нас плата за скоростную адаптацию.