Пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-группа, состоящая из контрабаса, ударных и фортепиано… Воссозданный Вилом Салденом лицензионный оркестр Гленна Миллера сегодня повторяет не только оригинальный репертуар коллектива, но и его состав. Сам Вил – настоящий фанат Миллера, но все же в его жизни есть нечто большее, чем музыка. Подробности – в интервью с маэстро.
Вил, каждый ваш концерт начинается с «Серенады лунного света» – легендарной композиции Гленна Миллера, прославленной Фрэнком Синатрой. Почему? Вы считаете ее своим талисманом, или есть другие причины? Вообще насколько сильна над вами власть традиций?
Мы очень заботимся о наследии свинга. Начинать каждый концерт с «Серенады лунного света» – это действительно наша маленькая традиция. Этому нет какого-то конкретного объяснения. Может быть, мы так делаем потому, что сам Гленн Миллер сочинил эту композицию. Это одно из немногих, если не единственное произведение, написанное им, и именно этой вещью он тоже начинал свои концерты.
«Серенаду лунного света» Миллер написал в конце 1930-х годов. Однако знаменитой она стала лишь в 1941 году, когда на экраны вышла музыкальная комедия «Серенада Солнечной долины», в которой звучала эта мелодия, а также снялись сам Гленн Миллер и его музыканты. Изначально это должен был быть короткий фильм, рекламирующий горнолыжный курорт. Сценарий был рассчитан всего на 10 минут. Однако в процессе съемки короткометражка превратилась в полноценную картину, музыка из которой получила три номинации на «Оскар».
Что, кроме знаменитой «Серенады», звучит на ваших концертах в обязательном порядке?
Мы всегда играем бессмертные хиты, которые сейчас называют «миллеровской классикой». В их числе In the mood («В настроении»), композиция, которая была принята в Зал славы премии «Грэмми»; American Patrol («Американский патруль»), которую Гленн Миллер записал в 1942 году, когда оркестр был в Голливуде на съемках музыкального фильма «Жены оркестрантов»; Tuxedo Junction («Перекресток «Смокинг»), композиция, с которой оркестр Гленна Миллера добрался до высшей позиции хит-парада 1940 года, продав более 115 000 копий за первую неделю; и многие другие. При этом наша концертная программа постоянно обновляется: в мире свинга очень много блестящих композиций, и мы не в силах вместить их в один концерт.
Гленн Миллер говорил, что руководитель любого оркестра должен стремиться к тому, чтобы его саунд узнавали с первых тактов... Ваш саунд – кларнет и четыре саксофона – не спутаешь ни с чем. Как вам удалось добиться этого? Приходилось много репетировать или все сложилось само собой?
Все музыканты оркестра – профессионалы высочайшего уровня, поэтому нет необходимости в долгих репетициях. Мы часто гастролируем и играем много концертов. У нас слаженный коллектив, большинство музыкантов с нами уже много лет, и это дает хорошую сыгранность. Перед выступлением достаточно настроить аппаратуру, выстроить звучание и немного спеть для себя, чтобы просто получить удовольствие. Сам Гленн Миллер в своем оркестре поддерживал строгую дисциплину, от музыкантов всегда требовал безупречного внешнего вида. На выступлениях, в отличие от многих других джаз-бэндов, не допускалось импровизаций, каждый концерт было тщательно отрепетирован. При этом Миллер был очень чувствительным человеком, высоко ценил и уважал каждого члена коллектива. Многие мечтали стать частью оркестра Гленна Миллера, и сейчас, спустя 80 лет, ситуация не изменилась. Быть музыкантом оркестра Гленна Миллера – большая ответственность и очень большая честь.
Ваш оркестр – один из трех в мире, у кого есть официальное разрешение на использование бренда «Оркестр Гленна Миллера». Это почетное право, а также официальное название «Европейский оркестр Гленна Миллера» были вверены вам в мекке свинга, на Бродвее, в 1990-м году. Как вы шли к этому достижению?
Это было больше 30 лет назад. Мы понимали, что не просто любим свинг, но и соответствуем музыкальным стандартам, предъявляемым к оркестру, играющему музыку Гленна Миллера. Тогда мы связались с руководством Фонда Гленна Миллера (Glenn Miller Production Inc., New York), компанией, официально владеющей всеми правами на имя композитора. В 1990 году президент фонда Дэвид Маккэй официально назначил меня руководителем оркестра с правом гастрольной деятельности на территории части Европы и России.
Сколько времени вы отдаете музыке? Или музыка и есть ваша жизнь?
Хочу сказать, что в жизни есть нечто большее, чем музыка. Я недавно стал дедушкой и, когда держу на руках свою внучку, не думаю о первой смене аккорда в «Перфидии». Но это не исключает того факта, что музыка – моя страсть. Я люблю выходить на сцену и играть музыку, которая мне нравится.
Как стать участником вашего оркестра? Что для этого нужно сделать?
Я думаю, что прежде всего вы должны любить свинг. Мы много путешествуем, а гастрольная жизнь – это непросто. Поэтому вы должны страстно любить то, что вы делаете, чтобы продолжать идти вперед.
В вашем коллективе царит взаимопонимание, или подковерные игры все же имеют место быть?
Когда опытные и вдохновленные целью музыканты объединяются, чтобы развлечь людей и сыграть хорошее шоу, то возникает взаимопонимание. Тогда мало что может пойти не так.
После гибели Гленна Миллера оркестр несколько раз перерождался и менял руководителей. Вы задержались на своем месте надолго. Какими качествами должен обладать руководитель такого знаменитого оркестра?
Именно то, что я сказал раньше: страсть – это ключ. Вы должны любить то, что делаете, любить музыку, любить свинг, чтобы продолжать идти вперед, дальше и дальше. Я любил каждую минуту до этого момента и продолжаю любить свое дело!
Большой европейский тур приурочен к 35-летию оркестра под управлением нидерландского дирижера Вила Салдена. За эти годы коллектив дал более 5000 концертов по всему миру, которые посетили 5 млн зрителей.
Оркестр воссоздаст в зале атмосферу золотой эры свинга – Америки 1930–1940-х годов. Это время культовых музыкантов – Луи Армстронга, Фрэнка Синатры, Эллы Фитцжеральд. Коллектив исполнит Moonlight Serenade, Chattanooga Choo Choo, Pennsylvania 6-5000 и другие хиты. «Наш оркестр хранит верность традициям, чтит и уважает творческое наследие современников, а также открыто приветствует новое. Концерты, посвященные юбилею коллектива, порадуют как «новичков», так и искушенных любителей джаза и свинга», – говорит Вил Салден.
22 февраля, в 15:00 и 19:00
Дом музыки (ММДМ)