Вот и наступило время проверить на прочность парней нашей шестой роты. Экзамены третьего курса сданы успешно, краткосрочный отпуск отгуляли, медицинскую комиссию прошли. Вперед, по направлениям на суда флотов рыбной промышленности.
Главный герой нашего рассказа Виталик, был направлен в тот же флот, где работал его отец- в "Мурмансельдь".
Он и Андрей Ветров, знакомый нам ранее, как Денек, устраивались вместе, и попали на один и тот же траулер. Это был большой морозильный рыболовный траулер МБ-0264"Град". Предстоял рейс в Баренцево море, на донные породы рыб.
Некоторым нашим курсантам уже открыли визы и они получив паспорта моряков. Эти ребята устраивались на суда следующие в районы промысла с заходом в иностранные порты.
Нашим хлопцам в этом плане повезло меньше, им ,по каким-то не ведомым для них самих причинам, визу не открыли. Поэтому- суровое Баренцево море и заход только в свой родной порт Мурманск.
Но мальчишки не сильно расстраивались. Все равно впереди конкретное знакомство с морем, по настоящему. Не на какой-то групповой практике, а в штатном расписании промыслового судна, полноценными матросами, да еще 1 класса. Ведь свидетельства соответствовали, пусть на самом деле парни еще были совсем сырые матросы.
Ребята готовились зайти в каюту старшего пом.капитана. Им был Меретин Иван Васильевич. Куда же попроситься определить их? Ничего лучшего ребята не придумали, как попроситься в рулевые. Ведь ближе всего к штурманам, мостику, штурманской рубке.
На самом деле ребята только по нескольку раз стояли на руле на учебных судах, но старпому сказали, что почти асы. Конечно старпом был мужик опытный и понимал все, но выполнил их просьбу и распределил ребят на вахты рулевыми.
На промысле судно работало в две рабочие промысловые смены по 12 часов.
Отход был назначен, ребят поселили в каюты с матросами.
Вот и команда старшего помощника:- "Палубной команде стоять по местам швартовки, согласно расписания ! Отходим от причала."
Тут-то сейчас и проявятся профессиональные качества наших рулевых матросов.
Первым на вахту заступил на руль Андрюха, Виталик сменил его уже на Ретинском рейде, при уничтожении девиации магнитного компаса.
Пока выходили из Кольского залива, ребята не по детски потели и краснели, выслушивая "ласковые" слова капитана и штурманов .
Но это была главная практика! На выходе из Кольского залива залива у поворотного буя, они почти приблизились к своей квалификации.
Потом начнется промысел, первые спуски подъемы тралов. Через пару недель промысла, парням уже доверяли управление судном в полном объеме при спуске и подъеме трала, конечно же, под непосредственном контролем штурманов.
Но случилось так, что полностью рейс на МБ-0264 "Град", ребята не отработали. Произошла поломка. Трещина в насадке гребного винта. Это установили после того, как судно обследовали водолазы-спасатели в бухте порто-пункта Териберка, куда "Град " стал на якорь. Было принято решение руководством флота идти в порт Мурманск, для устранения неисправности.
Судно вернулось в порт. Ребят перераспределили на другие суда, теперь уже порознь.
Виталика направили на МИ-4164 «Фортуна». Стояло это судно по данным диспетчера, на 34 причале рыбного порта, под погрузкой льда. Это был средний рыболовный траулер, с экипажем 23 человека. Конечно его не сравнить с БМРТ, с которого, только что списался наш практикант.
На малой воде, судна у причала видно не было, только мачты торчали. Виталик спустился по трапу, который чуть ли не вертикально втыкался в палубу.
У трапа стоял вахтенный матрос с повязкой, по всей видимости- татарин по национальности, он и говорил даже с ощутимым акцентом. Проводив Виталика к старшему помощнику капитана он затем показал курсанту его койко-место в носовом кубрике, попросив при этом Виталика:-" Слышишь Шурик – подержи повязку".
Это потом уже Виталя узнал, что всех вновь направленных матросов в команде принято было называть Шуриками.
Виталик держал повязку последующие трое суток, практически до самого отхода судна в море. С ним так же, почти до отхода дежурили стар.пом. и дед.
Судно несколько раз переходило от одного причала порта к другому, пока не нашлось свободного места у диспетчера порта для них, до окончания стоянки. Это место было – Угольная база, совсем рядом с Виталиным домом.
Надо отметить, что Виталик уже лихо управлялся с рулевым устройством, хоть на СРТ колесо штурвала было значительно больше, чем на БМРТ, ну настоящий штурвал с цепной передачей. При маневрах, приходилось попотеть, перекладывая руль с борта на борт. Все равно, практика рулевого на БМРТ не была напрасной. Вахтенному матросу у трапа пришлось с Угольной базы несколько раз бегать за портвейном старпому дабы похмелить его .
В назначенный час, в дату отхода, экипаж все-таки собрался . Вызвали порт-надзор, для оформления отхода. В эту стоянку еще было кому размотать пару пожарных рукавов по сигналу общесудовой тревоги. До грузили продукты и последовали на выход в море.
Работали опять же- донным тралом, Виталика, как молодого, хоть и оставили первым классом на носовую дугу, но определили подавальщиком рыбы в ящик. Шкерить-то рыбу навыка у парня не было.
И надо же было такому случиться, что первый подъем, оказался более 3х тонн отборной трески. Рыбу высыпали из тралового мешка в ящик и она вся туда не влезла. Разобрали носовую стенку ящика. Этой рыбы было столько, чуть ли не до самого брашпиля.
Подавать рыбу надо подавальщику так, чтобы головорубщик мог брать её без остановки, одну за дргой. Рыба должна была ложиться на рыбодел голова к голове. Если головы смотрели в разные стороны – рыба летела обратно в ящик от взмаха руки головорубщика.
Одна вахта не успевала обрабатывать поднятую рыбу и объявили подвахту. То есть, свободными моряки были только шесть часов между вахтами в ночное время. В общем, после первой подвахты Виталик думал, что больше уже никогда не залезет в этот ящик с рыбой. Но проспав несколько часов, встал одел теплый рокон, высохший в фальш трубе и нырнул опять в эту рыбную бездну.
Рейсы в Баренцуху ( так а жаргоне называли Баренцево море) на СРТ продолжались около 25 суток. Как любили говорить старые моряки:-"От бани до бани". На самом деле, была все-таки маленькая банька на судне.
Зато после первого такого короткого рейса можно было сказать - матрос состоялся. Во второй рейс Виталика определили на кормовую дугу, поставили за рыбодел (шкерочный стол). А на его место, взяли еще одного курсанта с отделения пром рыболовства с их же мореходки. И он оказался настоящим Шуриком, звали его Саня. В третьем рейсе в команде появился еще один курсант из Ростовской мореходки, Гриша.
Так что молодежи было достаточно , но к тому времени Виталик уже полноценно выполнял обязанности матроса 1 класса: работал на всех палубных механизмах, мог зачинить порыв в снасти, заростить трос, ну и работал на шкерке рыбы с достаточной скоростью и под свежье и под соль.
Еще немного о практике и затем о стажировке на Военно морском флоте в городе Полярном и принятии присяги расскажем в следующей главе.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18