Найти тему
Graphic novels

Феллини и комиксы: любимые авторы, герои и собственные рисованные истории

Фото: https://www.lambiek.net/artists/f/fellini_federico.htm
Фото: https://www.lambiek.net/artists/f/fellini_federico.htm

В 2020-м весь мир отмечает юбилей Федерико Феллини (1920-1993): 20 января исполнилось 100 лет со дня рождения великого режиссера. Хочу рассказать об одном из интереснейших фрагментов его биографии — об увлечении комиксами, которое он пронес через всю жизнь и которое оказало огромное влияние на его фильмы. Федерико Феллини часто говорил, что если бы он не стал режиссером, то стал бы художником. А ведь такое вполне могло произойти. Представьте на миг, что в 1944 году Роберто Росселлини не зашел бы в магазин “Забавная рожица”, который открыл Федерико Феллини, и не предложил ему поработать вместе, как бы сложилась судьба Феллини? Возможно, он стал бы автором комиксов, а почему нет?

С детства будущий режиссер много рисовал (его первым учителем была мать), увлекался чтением графических историй и сам их придумывал. Он был преданным читателем журнала Il Corriere dei Piccoli, в котором публиковались как итальянские комиксы (фуметти), так и переводные. Феллини с удовольствием читал «Микки Мауса» Флойда Готтфредсона, «Воспитание отца» Джорджа Макмануса, «Счастливого хулигана» Фредерика Берра Оппера, «Волшебника Мэдрейка», «Призрака, который ходит», «Человека, который не может умереть» Ли Фалька, «Флэша Гордона» Алекса Рэймонда.

В 1930-х гг., когда фашисты запретили американские комиксы, Феллини сочинил итальянскую версию продолжения комикса о Флэше Гордоне, а нарисовал ее художник Джиови Топпи. Хотя некоторые исследователи комиксов ставят этот факт под сомнение. К примеру, Леонардо Гори считает, что итальянскую версию историй о Флэше написал Гвидо Фантони, и делает упор на то, что в сценариях нет характерных для стиля Феллини черт.

Большое влияние на Федерико Феллини оказал комикс “Малыш Немо в Сонной Стране” («Little Nemo In Slumberland») американского художника и мультипликатора Уинзора МакКея, публиковавшийся с 1905 по 1926 гг. в нью-йоркской газете “New York Herald” (поражает сам факт, каким чудом эта газета оказалась в итальянском Римини).

Впечатления от прочтения, не поблекшие даже через многие годы, Феллини описывает в мемуарах:

“Вечерами, перед сном, я мог в своем сознании перевернуть спальню, сделав пол потолком, что проделывал в комиксе Маленький Немо, и это было настолько убедительно, что я крепко держался за матрас, боясь свалиться с потолка. Мог заставить комнату кружиться, словно дом подхвачен вихрем. Я боялся, что когда-нибудь мне не удастся вернуться в обычное состояние, но даже это меня не останавливало, так хотелось опять пережить эти волнующие моменты”.

Многие образы: клоуны, тоннели, сны, восприятие полета как пограничного состояния между мирами пришли в его фильмы как раз из этой истории. Например, тема сна и ирреальности происходящего в “Городе женщин” (1980). Феллини очень близко мировосприятие главного героя комикса МакКея, для которого не существует границы между явью и миром снов.

В 1939 году Федерико Феллини приехал в Рим и начал работать газетным карикатуристом, хотя его мать настаивала на юриспруденции (он даже поступил на юрфак Римского университета, но занятия не посещал). С 1939 по 1942 гг. Феллини вел собственную колонку “Вы станете меня слушать?” в юмористическом журнале Marc'Aurelio. Он принимал участие в создании комиксов «Джакомино» и «Чико и Паллина», опубликованных в Marc'Aurelio, а также нарисовал полосу «Geppi La Bimba Atomica».

«Geppi La Bimba Atomica», 1940. Фото: https://www.lambiek.net/artists/f/fellini_federico.htm
«Geppi La Bimba Atomica», 1940. Фото: https://www.lambiek.net/artists/f/fellini_federico.htm

Потом Феллини открыл магазин быстрых карикатур “Забавная рожица”, основными покупателями в котором были американские солдаты. В этом магазине и произошла судьбоносная встреча с Роберто Росселини, открывшая Феллини дорогу в мир кино. Он продолжал рисовать и во время работы режиссером. Его любимыми материалами были фломастеры или карандаши. Он смело работал в легкой скетчевой манере.

Для Феллини рисунки были способом выражения мыслей, как слова для многих. Осмелюсь заявить, что визуальная составляющая его фильмов выросла из скетчей, из сотен набросков. Возможно, именно с них началась любовь режиссера к сатире и гротеску, необычным персонажам с выделяющейся внешностью: физическими недостатками или ярким макияжем.

Фото: http://www.comicom.it/comicom/2013/comics-testimonial-federico-fellini.html
Фото: http://www.comicom.it/comicom/2013/comics-testimonial-federico-fellini.html

Он рисовал шаржи на любимых актеров и актрис, делал наброски к фильмам, эскизы костюмов, декораций, отдельных кадров и сцен, которые потом оживлял в кино.

«Почему я рисую персонажей своих фильмов? Почему делаю наброски лиц, носов, усов, галстуков, сумочек, ног, так или этак положенных одна на другую, людей, заходящих ко мне в бюро? Для меня это своеобразный способ подступиться к фильму, заглянуть ему в лицо, узнать, что он собой представляет; попытка что-то зафиксировать, пусть это будет мелочь, пустяк, но все же имеющий, на мой взгляд, какое-то отношение к картине, хоть намеком говорящий мне о ней; а может, это просто предлог для установления каких-то с ней контактов, уловка, позволяющая ухватиться за идею или, вернее, закрепить ее».

Известно, что Феллини придумал несколько комиксов. Ему принадлежат история для журнала Rolling Stone USA, “Сон китайца” и потрясающий дневник снов, который он вел по совету своего психотерапевта с начала 60-х гг. вплоть до 90-х.

Многие идеи и образы из этого дневника перетекли в фильмы. В 2003 году Мило Манара опубликовал в память о Феллини альбом “Сотворение сна”.

Сон от 1 апреля 1975, «Книга Снов».  Фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2011/2-23/1722/foto/27799/
Сон от 1 апреля 1975, «Книга Снов». Фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/news/y2011/2-23/1722/foto/27799/

Для Феллини комиксы очень часто становились источником вдохновения. Главную героиню “Дороги” (1954) — Джельсомину можно с уверенностью назвать родственной душой бродяги из «Счастливого хулигана» Фредерика Берра Оппера. Фоны и костюмы из рисованных историй итальянского художника и комиксиста Антонио Рубино стали частью визуального ряда фильма “Джульетта и духи” (1965). Работая над “Амаркордом” (1973), Феллини изучал комиксы 1930-х гг. В “Интервью” (1987) Марчелло Мастроянни играет роль героя комикса Ли Фалька — Волшебника Мэдрейка.

В ближайшем окружении Феллини были настоящие звезды в мире комиксов. Он дружил с Уго Праттом, создателем Корто Мальтезе, и Мёбиусом (Жаном Жиро) — они писали друг другу письма, полные восхищения творчеством друг друга. В 1963 году Феллини исполнил свою мечту — посетил Диснейленд, да еще и в компании Уолта Диснея. Когда в 1965 году он приехал в Нью-Йорк и простудился, то друзья, чтобы порадовать больного, принесли ему комиксы о Человеке-пауке и Халке. Феллини был в восторге. Персонажи вселенной Marvel так его впечатлили, что он позвонил в офис компании и попросил о встрече с их создателем — Стэном Ли. Они встретились. По воспоминаниям Стэна Ли, Феллини настолько увлекся героями Marvel, что в тот момент не хотел говорить ни о чем другом.

Феллини сотрудничал с профессиональными комиксистами. Французский художник Ролан Топор нарисовал эскизы сцены с волшебным фонарем для фильма “Казанова Федерико Феллини” (1976). Несколько плакатов к фильмам создал его друг Мило Манара. Он же по сценариям и черновым рисункам Феллини отрисовал “Путешествие в Тулум” и “Путешествие Дж. Масторны”. Оба эти комикса изначально задумывались как фильмы. С ними связаны мистические истории.

“Путешествием в Тулум” режиссер хотел отдать дань уважения Карлосу Кастанеде. Он настолько загорелся его идеями, что в 1985 году посетил Мексику и совершил путешествие в компании шаманов по местам, связанным с древней цивилизацией майя. По нераскрываемым причинам — по одной из версий, ими стали некие загадочные знаки, Феллини отказался от съемок фильма. Его рисунки и материалы для будущего сценария легли в основу комикса, художником которого стал Мило Манара.

Он придал истории эротический оттенок, не скупясь на откровенные сцены, что характерно для стиля Манары. Из истории практически полностью ушли отсылки к сюжетам Кастанеды, которые так занимали Феллини, но остались элементы фэнтези. Режиссер сам стал действующим лицом комикса, он появляется в прологе и эпилоге. Начинается история с того, что стройная блондинка Хелен и обаятельный толстячок Винценцо приезжают на киностудию на встречу с Феллини. Они находят его дремлющим в парке на берегу озера. Вдруг порыв ветра срывает шляпу с Феллини и уносит на дно озера. Режиссер исчезает. Хелен бросается за шляпой и оказывается в удивительном подводном мире. Шляпа приводит ее к затонувшему “Боингу”, в салоне которого Феллини проводит репетиции. Винченцо тоже присоединяется к ним, и режиссер всех отправляет в волшебное путешествие в Тулум.

Комикс был опубликован в журнале Corto Maltese в 1989 году, затем последовали многочисленные переиздания.

Второй загадочный комикс — «Путешествие Дж. Масторны по прозвищу Фернет» также изначально был задуман как фильм, но фильмом так и не стал. Одной из причин стало предупреждение режиссеру от таинственного незнакомца о смерти, которая последует сразу же после завершения съемок. Возможно, это всего лишь миф.

Фото: https://www.amazon.com/Viaggio-G-Mastorna-Bompiani-cinema-Italian/dp/8845224651
Фото: https://www.amazon.com/Viaggio-G-Mastorna-Bompiani-cinema-Italian/dp/8845224651

Идея фильма о виолончелисте, который после авиакатастрофы, находясь в состоянии клинической смерти, попадает в загробный мир, появилась у Феллини ещё в начале 60-х гг.. Он делал заметки, тщательно продумал декорации, написал сценарий и даже провел кастинги актеров. Для съемок уже была готова огромная декорация площади с Кельнским собором, но Феллини так и не начал работу. Всю жизнь он сожалел об этом нерожденном фильме. В конце концов он решил дать ему жизнь в комиксе, сделал раскадровку, в работе над рисунками ему опять помог давний друг Мило Манара. Первая часть истории была опубликована в 1992 году в журнале Il Grifo.

Федерико Феллини никогда не придавал большого значения собственным рисункам, возможно, воспринимая их лишь как дневниковые записи или черновики к фильмам. Пожалуй, он бы сильно удивился, узнав, что в 2000 году был издан потрясающий альбом с его рисунками, а в 2003-2004 гг. выставка его графических работ в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке имела огромный успех.

Если дать волю воображению, то можно легко себе представить Федерико Феллини в роли мэтра итальянского комикса, создающего рисованные истории в духе фэнтези или фантастики. Жаль только, что тогда мы бы не увидели его прекрасных фильмов.