На фото выше - Зенит-С, вторая модель в семействе зеркальных фотоаппаратов КМЗ им. Зверева. Первый из преодолевших рубеж в несколько сотен тысяч произведённых экземпляров (232 949 штук за 7 лет производства).
А теперь давайте сравним его с последними классическими моделями - Зенитами-412. Их в сумме было выпущено около 57 тысяч штук, если считать вместе с фоторужьями ФС-412.
Во-первых, переживший множество реинкарнаций литой алюминиевый корпус. У Зенита-С тоже литьё. Дизайн, как говорил Райкин так и хочется прочитать Райкконен в монологе про дефицит: "Спссфссский!" Курковый взвод затвора, сопряжённый с транспортировочным механизмом, появился на Зените-3 в 1960 году.
Откидная задняя стенка впервые появилась на "Кристалле", который затем мутировал в Зенит-3М, в 1961 году. Скрытый замок задней стенки появился на Зените TTL примерно после 1983 года. Головка переключения выдержек стала "невращающейся" (с 1967 года на Зените-7), набор выдержек почти такой же, что и у Зенита-С (1/25 стала 1/30, а 1/50 - 1/60).
Затвор не изменился. Фокальный горизонтального хода, со смыкающимися матерчатыми шторами, запатентованный немцами ещё в 20-е годы. Разве что шторы в СССР стали делать не шитыми, а с металлическими губками.
Исчез кабельный синхроконтакт. Он как раз появился на Зените С в 1955 году и ставился на камеры КМЗ вплоть до 1994 года. Ему на замену пришёл горячий башмак (с начала 80-х на Зенитах TTL, белорусских Зенитах ЕТ, и прочая...). Зеркало стало постоянного визирования. Появилось оно на Зените Е, 1965 год, и не похоже, что его механизм претерпел серьёзные изменения за это время. Простой заобъективный замер экспозиции на одном сернисто-кадмиевом фоторезисторе такой же, как у Зенита-12СД (1983) - прародителя этого финального семейства классических Зенитов. Даже светодиодная индикация осталась точно такая же. А вообще TTL-экспонометр появился на Зените-16 в 1972 году. Толкатель диафрагмы пришёл из 1972 года (тоже Зенит-16).
Фокусировочный экран, помимо матового стекла, получил клинья Додена и линзу Френеля (Зенит ЕМ, 1972, и Зенит-3М, 1962 соответственно). Автоспуск остался в том же виде, что и у Зенита-122 (1990). Кстати, выпуск Зенита-122 продолжался наравне с последними моделями до 2005 года. Подозреваю, что устройство этого автоспуска мало отличается от более старых рычажных, просто взводится он теперь не рычагом, а пластмассовой шестерёнкой сбоку.
Пожалуй, одна из самых новых идей, реализованных на этой камере - это автоматическое внесение чувствительности плёнки посредством считывания DX-кода с кассеты. Его пытались внедрить на перспективном семействе Зенит-Авто в конце 80-х годов.
И, да, все эти нововведения за рубежом были совершены на десяток-другой лет раньше.
Возможно, я забыл что-то упомянуть, но картина в целом понятна. За 50 лет классическое семейство мало того, что не трансформировалось в нечто новое и современное. Или не вымерло, уступив место перспективным фотографическим комплексам типа Зенит-18, Зенит-14 (Авто), АП, АПК, АПМ, КМ... Основные силы были брошены на "лечение покойника", а не на создание современного фотоаппарата. В итоге КМЗ так с ним и остался, не имея уже сил и ресурсов, чтобы проапгрейдить своё производство.
Почему так получилось? Фотоисторики считают, что изначально виновата плановая экономика и административно-командная система. Сверху требовали в первую очередь производить то, что хорошо получается, и наращивать темпы производства без оглядки на спрос. Соответственно, качество продукции падало пропорционально мотивации сотрудников. Конструкторам было сложно заниматься творчеством без поощрения их деятельности. Перспективные фотоаппараты выпускались, но куда меньшими тиражами. Если взять все Зениты других семейств, начиная с Зенита-18 и по КМ+, то в сумме едва ли наберётся 300 тысяч штук. В это же время фотоаппаратов, которые родились из корпуса Зенита Е (от модели Е до модели 412LS), в сумме было сделано, по моим скромным прикидкам, под 12 миллионов штук (считаю вместе с продукцией ММЗ/БелОМО).
Ещё одним минусом такого подхода стал переизбыток фотоаппаратов на отечественном рынке. Мало того, что фотоаппараты эти были достаточно долгоживущими, чтобы часто не нуждаться в покупке почти таких же новых (плюс хорошо была развита сеть ремонтных мастерских), так их ещё и производили всё больше и больше. В начале 80-х продажи упали ниже плинтуса подвала, заводские склады переполнились. Так настал первый в истории СССР кризис переизбытка фотоаппаратов, пришедшийся на начало 80-х.
Производство камер по этой причине было на время сокращено, но "наверху" намёк не поняли, и, как только ситуация немного рассосалась, заводы снова ошалело начали перевыполнять норму по "тканевым" моделям и во второй раз наступили на те же грабли. А там уже и рыночную экономику завезли, и Союз развалился. Механические фотоаппараты с затворами 20-х годов не выдержали конкуренцию с пластмассовыми китайскими пинхол-мыльницами, которые были хуже их, но и намного дешевле, и в то же время проиграли по характеристикам полноценным зарубежным фотоаппаратам.
Вот таким вот образом фотопромышленности в постсоветских странах настал конец. Впрочем, как и многим другим отраслям, попавшим в ту же ситуацию.
Текст весь взял из головы, но вдохновлялся книгой Г. Абрамова "Этапы развития советского фотоаппаратостроения"
Ещё кое-какие места, где можно почитать об истории и многообразии советской фототехники:
http://fotocataloque.ru/1200-fotoapparatov-iz-sssr.html?start=4
http://www.sovietcams.com/index.php?505906103
http://www.zenitcamera.com/index.html
Если встретили непонятные термины, загляните в энциклопедию "Фотокинотехника" под редакцией Е.А.Иофиса, издано «Советская энциклопедия» в 1981 году. Надеюсь, большая часть понятий, которыми я оперировал, там имеется.