Об этой трагедии не любят говорить, засекречена она была сразу.
7 февраля 1981 года с военного аэродрома в Ленинградской области взлетел ТУ-104, на взлете рухнул и загорелся.
Официальное сообщение появилось 10 февраля лишь в газете «Красная звезда»:
«При исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и военно-морского Флота выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей»
И все!
Офицеры возвращались домой после общего сбора, в котором принимало участие руководство всех флотов СССР, все были в приподнятом настроении, учения прошли удачно. У каждого при себе был чемоданчик с секретными документами, морскими картами.
Самолет вырулил на взлетную полосу, разогнался, взлетел, через несколько секунд накренился набок и рухнул на землю. Тут же вспыхнули 30 тонн керосина, заправленных в баки для дальнего полета.
Место аварии оцепили двойным кольцом, чтобы у посторонних не было возможности увидеть даже обрывки документов. Впрочем, опасения были напрасны, в мощном пожаре сгорело все.
Потеря была действительно страшной, в один момент страна потеряла 16 адмиралов и генералов, в том числе командующего Э. Спиридонова, его заместителей, весь высший командный состав флота. Всего 52 человека.
Именно в то время на вооружение поступила принципиально новая военная техника, в том числе и атомные подлодки, что навело на самую скверную версию трагедии.
Что, если самолет взорвал потенциальный противник, уничтожив военное руководство? Что, если это начало войны?
Все войска на Дальнем Востоке были приведены в боевую готовность. Время шло, но ничего не происходило.
Рассматривали версию террориста-одиночки, который таким образом освобождал место для своей карьеры. Но варианты с подрывом были скоро отвергнуты.
Так же предположили технические неполадки, но после расшифровки «черных ящиков» и она оказалась несостоятельной.
Офицер, дежуривший на аэродроме сказал, что ему поступила информация о перегрузке самолета. Сделав все расчеты, установили, что самолет не был перегружен, мог взять на борт еще 2 тонны.
Важно, что груз был неравномерно распределен по салону, основная масса в хвостовой части, в том числе 2 рулона бумаги по 500 кг каждый, который командующий приобрел для нужд флота.
И еще одно обстоятельство, которое косвенно привело к аварии. Летчик Анатолий Инюшин слыл асом, мастером своего дела. Он славился красивым «инюшинским» взлетом, резким подъемом.
В этом случае плохо закрепленный груз мог бесконтрольно сдвинуться в хвостовом отсеке, что привело к нарушению общей центровки самолета. Самолет завалился набок, задел крылом металлический столб на земле, рухнул и полностью разрушился.
Результаты расследования до сих пор не рассекречены.
Каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленской морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим морякам.