5
Покраска кузовных элементов автомобиля — процесс достаточно деликатный. Любое нарушение технологии обязательно скажется на качестве полученного покрытия. Разумеется, далеко не каждый автосервис горит желанием исправлять собственные ошибки, надеясь, что «и так сойдет». Поэтому, получая автомобиль после покраски одной или нескольких деталей, необходимо убедиться, что работа выполнена безупречно. Как это лучше сделать? С таким вопросом мы обратились к специалистам одного из столичных техцентров.
Цвет на свет
При приемке, прежде всего, нужно оценить, насколько удачно удалось подобрать цвет краски. Давно известно, что автомобильная эмаль выцветает в процессе эксплуатации, поэтому ориентироваться только лишь на код краски нельзя — необходимо опытным путем найти оптимальную рецептуру.
Более того, при разном освещении оттенок может меняться. Поэтому, принимая автомобиль, лучше всего внимательно рассмотреть окрашенные и соседние с ними детали в разных условиях: при искусственном свете ламп в цеху, на солнце и в тени.
При добросовестном подходе разницы не должно быть заметно. Есть лишь пара исключений: так, пластиковые детали в силу определенной специфики всегда отличаются по цвету от металлических. Насыщенные цвета имеют свойство слегка тускнеть в течение недели после окраски, поэтому свежепокрашенная деталь всегда будет казаться более яркой — это тоже нормально.
Кони в яблоках
Помимо цвета желательно обратить внимание на шагрень (микрорельеф поверхности), которая на окрашенных деталях тоже не должна заметно отличаться от «родной». Если окраску проводили в пыльном помещении (без покрасочной камеры), в слой лака или базовой краски могли проникнуть абразивные частицы — это заметно невооруженным взглядом. Поверхность качественно отремонтированной и окрашенной детали ровная, без изъянов в геометрии. Стоит проверить и равномерность окраски по всей площади.
Если маляр не обладал достаточной квалификацией, покрытие может иметь «яблочность» — то есть иметь темные или светлые пятна. Обратите внимание на кромки деталей (там, где видны), они тоже должны быть качественно прокрашены и покрыты лаком. На все выявленные дефекты сразу обратите внимание сервисменов.
Впрочем, идеальный вид детали — еще не гарантия ее качественного ремонта и покраски. Проблемы могут возникнуть и спустя некоторое время: так, при низком качестве лака он рано или поздно начнет шелушиться. Обязательно станет очевидной и плохая подготовка поверхности (возможно появление ржавчины, отшелушивание краски). Еще один часто встречающийся дефект — неравномерная усадка лакокрасочного покрытия.
Закон бутерброда
Полная полимеризация покрытия, сопровождающаяся уменьшением толщины, происходит вовсе не под сушильными лампами в малярном цеху, а в течение 2–3 недель после окраски — то есть когда автомобиль уже принят владельцем. В идеале весь лакокрасочный «бутерброд» должен осесть равномерно, тогда заметно этого не будет. Но при определенных ошибках при подготовке поверхности и окраске (не будем вдаваться в физику процессов), могут появиться впадины и прочие малоприятные дефекты. Это наверняка успели прочувствовать те, кто предпочитает ремонт «в гаражах», — там рихтовку металла иногда заменяют шпатлевкой, нанося слой огромной толщины. Так что пристрастно рассматривать деталь стоит не только при приемке, но и в процессе эксплуатации автомобиля. Как правило, техцентры дают полугодовую гарантию на работу жестянщиков и маляров — этого срока вполне достаточно, чтобы все имевшие место огрехи себя проявили.
Красят по коду
К сожалению, во многих дилерских техцентрах подход к подбору краски сильно упрощен — маляры просто считывают код заводской краски и используют именно такую рецептуру. Результат, как правило, оставляет желать лучшего. Помимо несоответствия цвета ввиду выцветания покрытия всего кузова, окраска по коду не учитывает, к примеру, тот факт, что одна или несколько деталей могли быть окрашены в сервисе и ранее, стало быть, могут иметь незначительные отличия по оттенку.
Лучше не мыть
В течение 2–3 недель после окраски деталей автомобиля желательно не пользоваться услугами бесконтактных моек. Химия, которую на них используют, достаточно агрессивна и может вступить в реакцию с не успевшим полностью полимеризоваться лаком.
Где правда?
Как правило, оценка качества покраски субъективна. Споры на тему качества между клиентами и сервисменами происходят часто. Если на сервисе отказываются устранить дефект за свой счет, можно обратиться к независимым экспертам. Не факт, что их выводы совпадут с вашим мнением, но, коль скоро вы оказались не одиноки в претензиях, есть смысл попробовать добиться справедливости через суд.