Основная часть Иранского этноса, составляющая большую часть населения республики Азербайджана и провинций Ленкорань, Астара, Лерик, Масалы, Джаллабад, Остров Ашперон, Куба, и Баку. состовляют Иранские народности как талыши, и таты Общая численность около 4 миллион, В основном - мусульмане-шииты. Б. В. Миллер также полагал, что «в слове Талыш мы вероятнее всего имеем название Иранского племени, древнейших обитателей этих мест как ленкорань астара лерик масалы итд» В. В. Бартольд: «непосредственно к северу от гилянцев, частью в Иране, частью в Ленкоранском уезде, живут родственные гилянцам талыши — название, по-видимому не встречающееся в средние века» О. Л. Вильчевский называет талышей «обыранившимися аборигенами южного побережья Каспийского моря» По замечанию Б. А. Литвинского этнически талыши были северными Иранцамм (хурриты), которые вместе с другими иранскими племенами объединялись под названием (в широком смысле) «каспии»
Таты тоже Иранский этнос, проживающают в Азербайджане Ученый-этнограф М.Велиев-Бахарлы констатирует, что большинство народа северо-западного Азербайджана, нагорной части Кубинского и Шемахинского уездов, а также Апшеронского полуострова состоит из отюреченных Татов. В 2005 году американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского, Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской республики, указывали численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 30 553 чел. Подытоживая, можно заключить, что точных данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но ориентировочно можно предположить, что в настоящее время носителями языка являются несколько тысяч жителей отдельных посёлков Апшеронского, Хызинского, Дивичинского, Сиазаньского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики, а также ряда сёл Южного Дагестана. Антропологически таты-мусульмане относятся к каспийскому подтипу Иранской расы. Первые сведения о появлении Татов в Закавказье связывают с Государством Мидии Каспийских мидян, а так же завоевательной экспансией Ахеменидов (558—330 г. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи. Это подтверждают археологические изыскания на территории Азербайджана, Армении и Грузии, в результате которых обнаружены руины зданий ахеменидской Иранской архитектуры, а также ювелирные изделия и посуда. Шах Хосров I Ануширван (531—579) ок. 510 г. вручил титул правителя Ширвана (области в Восточном Закавказье) своему близкому родственнику, ставшему родоначальником первой из династий Ширваншахов (ок. 510 г. — 1538 г.) Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Иран» отмечает: Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что они были жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Все население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же языке, что свидетельствует об их Иранском происхождении. Таты разговаривают на татском языке, принадлежащем к юго-западной подгруппе иранских языков. С конца XX века предпринимаются попытки по сохранению, изучению и развитию татского языка. 14 декабря 1990 году на коллегии Министерства юстиции Азербайджанской ССР было утверждено культурно-просветительское общество «Азари» по изучению и развитию татского языка, истории и этнографии. Опубликованы букварь, учебник, авторские произведения и образцы фольклора.
В Республике Дагестан татский обладает статусом одного из официальных языков.
В азербайджане Татский язык является исчезающим и вытесняется.
Значительное влияние на становление азербайджанской национальной мысли оказали также Иранцы. Например, Иранский поэт Низами Ганджави, писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического, современного Иранского национализма. Его произведения стали одним из важнейших источников формирования взглядов таких Иранских просветителей XIX века, как Мирзы Мелкум-хана, Мирзы Юсиф-хана, Мирзы Ага-хана Кермани, Абдуррагима Талыбова, Гаджи Зейналабдина Марагаи и других. Что же касается Татов, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении азербайджанского национализма.