Если быть справедливым, то Фёдора Яковлевича Алексеева нельзя назвать забытым художником. Его полотна хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Государственном историческом музее и в других уважаемых музеях России и за рубежом.
Но все-таки его творчество, в основном, знакомо лишь немногим ценителям пейзажной живописи. А ведь Алексеев считается одним из основоположников русского городского пейзажа. Его еще при жизни называли "русским Каналетто".
Да и сама судьба художника интересна.
Федор Алексеев родился в Петербурге и происходил из солдатских детей. Точная дата рождения художника неизвестна. Принято считать, что родился он между 1753 и 1755 годами.
Его отец после увольнения с солдатской службы работал сторожем в Академии наук. По его прошению в 1764 году сына приняли в Императорскую Академию художеств. Причем, приняли сразу в третий класс. Видимо, талант художника у мальчика проявился в раннем возрасте.
Вначале Федор Алексеев обучался в классе орнаментной скульптуры, но вскоре его перевели в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. Там-то молодой художник и увлекся архитектурными и ландшафтными пейзажами, которые и стали основными темами его творчества.
После окончания в 1773 году Академии художеств с аттестатом 1-й степени со шпагой молодого художника направили в Венецию для "большего усовершенствования в живописи". Там он провел четыре года, обучаясь у знаменитых итальянских художников.
Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу — пейзажам. Работал много и плодотворно.
И в 1794 году получил звание академика за картину "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости".
Так сын никому неизвестного сторожа стал академиком.
Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта "прозрачности" — казалось, что художник использует не масло, а акварель.
Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства — много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений.
В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи — рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года.
После этого по приказу императора Павла I Алексеев отправляется в Москву, где в течение года провел за работой по написанию множества полотен и акварелей, изображающих виды московских улиц, монастырей, Кремля и пригорода.
Но все-таки любимым городом для Алексеева был Санкт-Петербург. Художник создал много полотен с видами своего любимого города. Да и сам он был им обласкан. Его картины заказывали, Федора Алексеева пригласили преподавать в Академию художеств.
До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины.
В ноябре 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть.
Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался. Ему был 71 год.
Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.