Найти в Дзене

Рынок коворкингов: массовая аренда без лица

Оглавление
 ru.depositphotos.com/stock-photos
ru.depositphotos.com/stock-photos

Работая в университете и ведя консультационно-конспиративный образ жизни, я хлебнул коворкинга сполна. Специфика основной деятельности не позволяла мне консультировать в университетском кабинете на трех сантиметрах кафедры. Это возможно было для студентов в бесплатном режиме, но не для клиентов со стороны. Чтобы решить эту проблему, мне приходилось снимать кабинет или переговорку на два часа. О моем опыте и немного о Московском и прилегающем рынке коворкингов в этой статье.

С чего все начиналось

Когда вы встречаете гостей в холе с раздвижными шкафами, проходите в душную комнату, где из нее собственники выжимают максимум прибыли, не доводя чистоту общественных помещений до стерильности — обратная сторона почасовой аренды кабинетов и переговорок, которая сильно бьет по самолюбию. Сколько раз я ловил себя на мысли, что лучше назначить встречу в сетевой кофейне. Но и это оказывается плохой идеей. Читать в глазах клиента: «если вы хотели попить со мной чай, так бы и сказали» — не самое приятное занятие. А еще не добавляют атмосферы снующие официанты, чужие разговоры в 20 см от вашего стола, обязательный заказ и замешательство во время оплаты.

Рынок коворкингов не возник случайно. Как и любой другой масштабируемый и понятный бизнес он расцвел в результате стабильного притока на рынок труда представителей новых поколений.

Здесь, стоит отметить, что я не особо люблю теорию поколений, потому что не все то, что создано на базе американских исследований, можно с такой удивительной легкостью переносить на другие страны с разными PEST-условиями [1]. Но приберегу эти рассуждения для другой статьи.

Итак, с притоком на рынок труда поздних миллениалов и поколения tik-tok (Z) [2], мы наблюдаем армию консультантов, коучей, тренеров и т.п. Потому что именно они не видят себя в строю офисного планктона. Их взгляд направлен на собственную уникальность и "врожденные сакральные" знания. Не будут же 25 и 30-летние гуру консультировать, работать и готовиться к передаче знаний дома? Они же не занимаются репетиторством, и им нужно держать марку консультанта, поэтому коворкинг, даже в самом замшелом формате, оказался очень кстати. Справедливости ради, нужно сказать, что на дворе 2020 год и дела с коворкингами обстоят куда интереснее, чем в начале своего победоносного шествия.

Источник:  ru.depositphotos.com/stock-photos
Источник: ru.depositphotos.com/stock-photos

Сегменты рынка коворкингов

Рынок московских и прилегающих коворкингов развивается в трех основных направлениях:

  • Рабочие места в бизнес-центрах разных классов для тех, кто решил больше никогда не работать в офисе и работать на себя, но продолжает работать в офисе.
  • Специализированные коворкинги, потому что это тоже бизнес.
  • Проходной формат компьютерного клуба без компьютеров.

Первое направление похоже на аренду квартир на сутки. Этот сегмент складывается из простой математики: «ниже цена — больше людей — больше прибыль». Тут вариаций множество: от самых скучных до самых красивых вариантов с дополнительными опциями.

И, кстати, о дополнительных опциях, таких как личный секретарь, кофемашина, печеньки и т.п. При их упоминании некоторые начинают кричать: «Все это маркетинг! Дайте мне стул, стол и я буду сидеть, а ничего вашего мне не нужно!». Я тут не соглашусь. Маркетинг в своем традиционном понимании в глубокой попе уже несколько лет. И если вы думаете, что он заключен в печеньках и ассистенте, то вы не понимаете в маркетинге вообще ничего. Потому что с такими представлениями о детище Ф. Котлера [3], вас могут послать ездить на машине без тормозов и ветрового стекла, потому что все это — маркетинг в вашем понимании.
Источник: кадр из фильма "Мистер Бин на отдыхе"
Источник: кадр из фильма "Мистер Бин на отдыхе"

Специализация — наше все!

Если с первым сегментом все ясно, то сегмент специализированных коворкингов вызывает наибольший интерес.

Мы движемся к масштабной специализации, друзья! И это движение тянет за собой модификацию наших рабочих мест. И нет, как это может показаться на первый взгляд, мы не будем работать дома в тапках. Отбросим все надежды! Мы же консультанты, коучи (хоть т9 мне все время и предлагает "кучи'), тренеры. Мы не лыком шиты, в конце концов.

Уважающий себя консультант должен иметь свое рабочее место, или, в самом крайнем случае, специализированное пространство. Именно специализация должна передавать нужную атмосферу и смысл того или иного коворкинга.

Заходя к вам в арендуемую переговорную, у клиента должна срабатывать нужная ассоциация. Например, здесь «люди учат, говорят, придумывают, рассказывают, консультируют», а не пыхтят над компьютером от безысходности, потому что дома у них нет интернета или бабушка все время храпит.

Источник: https://yandex.com/collections/card/5dac771140a323e1411b0ec9/
Источник: https://yandex.com/collections/card/5dac771140a323e1411b0ec9/

Но у разных видов деятельности свои требования: дизайнерам нужны мощные компьютеры и, например, предустановленный 3ds Max [4], психологам — уютный изолированный кабинет, разработчикам — столы, эргономичные стулья и мощнейший wi-fi. И самое интересное, для того чтобы создавать такие коворкинги, их владельцы должны быть непосредственно связаны с той деятельностью, на которой специализируется их коворкинг. И вот тут возникает несколько проблем.

Во-первых, давайте не забывать, что коворкинг — это не про удобство. Это про бизнес. А специализировать рабочие места — это дорого! Это не окупается и, вообще, больше напоминает альтруизм и благотворительность поздних миллениалов.

Во-вторых, не забываем о русской специфике. Рост специализации говорит аналитикам о жизненном цикле рынка, об уровне конкуренции, насыщенности. И рынок коворкингов подходит в своем развитии именно к процессу специализации, на фоне роста конкуренции. Но национальные особенности добавляют трудностей этому процессу, формируя полярности в любом развитии.

Например, в Москве могут работать и соседствовать ресторан-обладатель звезд Мишлен и забегаловка с претензией на ресторанный уровень, грязной кухней и залом. И там будут (!) посетители. Поэтому рынок коворкингов будет сопротивляться специализации до последнего. Или навешивать её в самом крайнем случае и в рамках другого вида деятельности. Например, когда нужно поддержать наполняемость зала в часы провалов семейного кафе, можно сделать там коворкинг для родителей.

В третьих, специализация, существующая на рынке, не всегда самого лучшего качества. Так, например, если вы психолог, вам предложат для консультаций маленькую, узкую комнатку с креслом и пледом. Но, OMG, это же комната слез! Получается, что клиент доехал в тесноте метро до психолога, укрылся в узкой комнате слез за 600 руб/час, поплакал и поехал дальше. Все это тесно, душно, грустно. Никакого позитива. А почему все так? Потому что люди, запускающие специализированный коворкинг, как правило, далеки от реальных проблем тех, для кого они его запускают. И как дополнение, см. пункт «во-первых»: специализация это дорого, а если дешево, то сердито.

-5

Компьютерный клуб без компьютеров

И третий, последний формат — это компьютерный клуб без компьютеров. Отголоски былых времен, когда стол, стул и прозрачные стены были нужны всем и каждому. Такие коворкинги обитают за пределами третьего кольца и МКАД. Можно было бы решить, что людям в спальных районах и небольших квартирах Подмосковья тесно, и тем, кто работает дома, срочно нужен офис. Но не тут то было. Потребитель пока плотно держит оборону, отгораживаясь ипотекой. Лучше сидеть ровно и бесплатно дома и пытаться выбраться из сложившейся кредитной ситуации, чем точно также сидеть ровно, но за деньги.

Пусть в более комфортных условиях (кстати, справедливо далеко не для всех коворкингов), но дома то мы спим и нас все устраивает! Вот если бы это был коворкинг, кослипинг и коланчинг с кидсвочингом [5] за 600 руб. в день... Вот тогда другое дело и то не гарантия, что в этой схватке спроса и предложения, победит коворкинг, а не борщ с тапками.

Именно по причине наличия барьеров со стороны потребителя, что только не пытаются делать коворкинги — представители этого сегмента. Тут и проведение бесплатных мастер-классов и консультации силами консультантов, работающих в коворкинге. И все это сомнительно и странно, потому что рынок образования не так-то прост. А еще есть такое рыночное правило выживания: не суйся туда, где нет твоей специализации. Но об этом в следующей статье.

Комментарий аналитика или кретинский вывод

Рынок коворкингов тяготеет к специализации — это и есть начало «волны». Именно поэтому специализация на текущий момент дорогая в реализации и сложная в продвижении. В перспективе рынок займут коворкинги — собственники помещений, а также организации, для которых коворкинг станет побочной услугой.

Стоимость услуг будет снижена, а сами пространства для работы приобретут большую камерность и клоузспейсовость. Поэтому сидим ровно и ждем. Но чем меньше мы будем пользоваться услугами коворкингов, тем дольше нам ждать специализации и реально крутых рыночных предложений!

Прочитав статью помните, что Критик — кретин и его мнение может не совпадать с мнениями миллионов людей на Земле. Всем лис!

____

Кретинский глоссарий

[1] PEST (анализ) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

[2] Миллениалы — поколение людей, родившихся с 1980 по 2000 год (к дате начала поколения причисляют 1978-1983 года, к дате конца - 1994-2004 года), встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. Поколение Z — поколение людей, родившихся примерно в 2000-2019 годах (к переходному поколению Y-Z относят людей 1997-2003 годов рождения, к переходному поколению Z-A людей 2017-2023 годов рождения)

[3] Котлер, Филип — американский профессор Высшей школы менеджмента Дж. Л. Келлога при Северо-Западном университете США, автор книг по маркетингу. Первым дал определение маркетинг микс, привел данные о маркетинге в стройную систему, одним из первых свел в единую науку разрозненные знания о маркетинге.

[4] 3ds Max — это программное обеспечение для 3D-моделирования, анимации и визуализации.

[5] Кослипинг, коланчинг, кидсвочинг — непередаваемая игра английских слов на русскую транскрипцию. Можно перевести как: «совместный сон», «совместный ужин» и «присмотр за детьми».