Египтяне опекали и охраняли кошек. Настоящей трагедией была смерть кошки в египетской семье. Хоронили кошек в ящиках, сделанных из золота или серебра и украшенных драгоценными камнями. Траур по умершему животному длился около 70 дней, в знак большой утраты все члены семьи сбривали брови и стригли волосы. За убийство кошки грозила смертная казнь
Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку.
В 525 году до нашей эры около древнеегипетского города Пелузий произошло сражение египетской армии с персами. Египетская армия значительно превосходила персидскую армию по численности и имела преимущество в оборонительной позиции. Однако египтяне потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были отступить в столицу, отдав страну в руки врагов. А все из-за того, что армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Персидский царь Камбиз II велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита. Не желая причинять кошкам вред, египтяне просто бежали от врага, потерпев ужасное поражение.
Кошки были любимы в большинстве древних цивилизаций, но в средневековой Европе отношение к кошкам изменилось. Католическая церковь прокляла кошек, посчитав их посланцами дьявола, подсобницами ведьм.
А православная церковь, напротив, всегда любила кошек. Кошки единственные животные, которые могут свободно входить в храм, для этого в воротах специально делались небольшие отверстия.
Впрочем, славяне ценили мурлык еще до Крещения Руси. Языческого бога Велеса всегда сопровождала кошка, которая почиталась, как хранительница домашнего очага.
С принятием христианства покровителем кошек стал святой Власий. Именно отсюда пошла популярная кличка Василий.
Существует также версия, что первые кошки ступили на русскую землю только в XI веке, они были привезены на торговых судах восточными купцами.
Котейки с любовью были встречены на Руси, и даже появилось выражение «Без кошки избы нет».
В русском своде законов XIV века «Правосудие митрополичье» штраф за похищение кошки был в три раза больше, чем за кражу коровы.
Петр I в одном из своих указов повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». У императора был свой любимый кот Василий.
Василий – вологодский кот. Петр I часто бывал в Вологде и в 1724 году голландский купец Гоутман, у которого император всегда останавливался, подарил ему котика.
По велению Екатерины II из Казани были привезены 30 котиков, для ловли мышей во дворце, которых поделили на комнатных и дворовых. Комнатных мурлык хорошо кормили, спали они в специальных корзинах. Холеные кошки стали живым украшением дворца и даже могли конкурировать за внимание с любимой левреткой императрицы. Дворовые коты ловили мышей.
В дальнейшем кошка стала символом благополучия и богатства в доме. В своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский писал, что когда в торговом Охотном ряду было решено навести порядок,
«первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».
Особо тяжелые времена для русских котиков наступили в годы Великой Отечественной войны, а в Ленинграде и вовсе не осталось кошек. И как только была снята блокада, в Ленинград из Ярославля было отправлено несколько вагонов дымчатых котов для ликвидации крыс. В первую очередь котов раздали на продовольственные склады. А остальных раздали всем желающим прямо на перроне. Наиболее предприимчивые жители стали продавать по 500 рублей за котика, зарплата дворника в то время составляла 120 рублей, а буханка хлеба – 50 рублей. Тем не менее, люди покупали мурлык по такой цене, понимая, что они помогут избавиться от грызунов.
Ярославских котов было недостаточно, и тогда зимой 1944 года милиция Тюмени стала ловить бездомных кошек, для отправления в Ленинград. Многие сибиряки принесли своих котиков, чтобы помочь жителям Ленинграда справиться с нашествием крыс. В итоге 5 тысяч кошек было отправлено из Сибирских городов. Благодаря Ярославским и Сибирским котам Ленинград был полностью освобожден от крыс. В память об этом событии в Санкт-Петербурге, на Малой Садовой улице установлен памятник коту Елисею и кошки Василисы. В 2008 году в Тюмени был открыт сквер «Сибирских кошек», посвященный кошкам, которые спасли блокадный Ленинград от крыс.