Найти тему
Af1nus

Любовь и смерть

В фильме «Любовь и смерть» герой Вуди Аллена пытается воспроизвести знаменитый силлогизм Аристотеля, но получается у него плохо и выходит следующее: «А. Сократ – это человек В. Все люди смертны. С. Все люди – Сократы». Воодушевляющая нелогичность!

Рассмотрение явления смерти в философском ракурсе подчас позволяет говорить о происхождении страхов жизни из страха смерти. Желание восстановить утраченное провоцирует появление искусства как попытки заполнить опустошенное бытие, обернуть ничто в нечто. Искусство, понятое в широком смысле, составляет и культуру человека как символическую систему, через которую человек воплощает чаяния возрождения досмертного бытия. И восстановление это, разумеется, мнимо. Об этом говорят русские космисты.

Библейский сюжет говорит о том, что смертность стала атрибутом жизни человека после грехопадения и после братоубийства. Человек был изгнан из Эдема, «надел кожаные одежды» и время его жизни было ограничено. Недавняя моя беседа углубила понимание этой проблемы. Что произошло при грехопадении и что произошло при братоубийстве? Произошло отступничество, и здесь нужно говорить о другом парадоксе жизни – любви и нелюбви.

Смерть как явление приходит не с самым началом жизни. Явление любви оказывается в жизни прежде явления смерти. Об этом говорит религия, об этом говорит наука, об этом говорит даже здравый смысл. Для новорожденного отсутствие любви может оказаться смертельным. Феномен смерти исходит из феномена жизни, но не является его имманентным атрибутом. Нелюбовь порождает смерть.
Любовь в случае философском и религиозно-философском должна быть понята как явление всечеловеческое и вселенское, как невозможность примириться со смертью хотя бы одного человека. Именно эта любовь лежит в основе стремления к восхождению, о котором пишет С. Г. Семенова в «Тайнах Царствия Небесного», и которое происходит мнимым образом через искусство. Любовь к Жизни есть источник «превращения Вселенной из хаоса, к которому она идет, в космос, т.е. в благолепие нетления и неразрушимости».

Феномен абсолютной смерти может быть преодолен абсолютной любовью – фактически, так трактует Священное Писание активно-христианское крыло русского космизма.