Найти тему
Наш край

Пожарная охрана Гомельщины во время войны

Оглавление

К началу 40-х годов пожарные располагали в основном линейками АМО-Ф-16 и небольшим количеством пожарных машин на шасси очень старых импортных грузовиков. Этой техники было явно недостаточно. И главной движущей силой по-прежнему оставалась лошадь. Но в скором времени и малочисленный парк пожарных машин сильно сократился [2, с.40].

22 июня 1941 года началась война. Практически все транспортные средства, находившиеся на службе в народном хозяйстве, были реквизированы для фронта. Не стали исключением и пожарные. Автомобили-линейки использовались для эвакуации населения, автоцистерны переоборудовались в бензовозы. Из опасных районов машины огнеборцев своим ходом отправлялись на восток, к Москве. С началом широкомасштабных военных действий в БССР остались считанные единицы таких автомобилей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Многие гомельские пожарные работники эвакуировались из занятых фашистами мест и совместно с пожарными других городов защищали их от огня. Так, совместно с московскими пожарными защищал столицу ветеран пожарной охраны Гомельщины Харкевич Алексей Владимирович, который был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы». Можно привести тысячи примеров массового героизма, стойкости, мастерства и беззаветной отваги бойцов и командиров в годы войны при тушении сложных пожаров в Москве, Ленинграде, Киеве, Сталинграде, Севастополе и многих других городах и посёлках [1].

Во вторую ночь войны немецкие бомбардировщики появились над Гомелем. Они нацеливали свои бомбовые удары по мосту через реку Сож и зданию электростанции, тем самым стремились нарушить коммуникации и лишить город электроэнергии.

Весь личный состав пожарных частей был переведён на казарменное положение, и по первому сигналу пожарные устремлялись к месту пожаров, проявляя при этом героизм и отвагу.

Чем напряжённее становилась обстановка на фронте, тем чаще совершались налёты гитлеровцев. В небе над городом можно было видеть более двухсот вражеских самолётов, багровое зарево сутками висело над городом. В дни налётов пожарные боролись с огнём круглые сутки.

Исключительную стойкость проявляли пожарные Дорофеев, Бернштейн, Якубович, Корзин, Бобров, Фомин, Ковалёв, Харкевич [1].

Выписка из газеты «Гомельская правда»:

«Когда на город напали…

1941 год. Идут бои за Гомель. Немецкая авиация бомбит город, его промышленные объекты. Болезненно врезался в память тот июньский день, когда фашисты бомбили станкостроительный завод имени С.М. Кирова. На месте пожара наша команда Гомельского отдела пожарной охраны. Она проявила отвагу и мужество.

Особенно отличились её начальник Роман Корнеевич Юзенков, уроженец деревни Радуга Ветковского района, и боец Алексей Васильевич Ковалев, уроженец деревни Бобовичи Гомельского района. Исполняя свои обязанности, они погибли, спасая родной Гомель».

С. Михолевич, бывший шофёр пожарной охраны города Гомеля».

В первые недели войны положение с пожарами в Гомеле было просто катастрофическим. По свидетельству очевидца, лейтенанта-инженера Дорофеева, в результате бомбёжки город превратился в огромный пылающий костёр. В первую неделю в Гомеле произошло 360 пожаров. Горело всё: жилые дома, предприятия, железнодорожные цистерны с горючим. Положение усугублялось отсутствием специальной техники и людей, которые были мобилизованы на фронт. Поэтому пожары тушили, в основном оставшиеся местные жители и беженцы [3, с. 178-179].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.