Найти тему

О том, как европейцы хаяли Россию, а русские - Европу.

Любому, кто интересуется историей нашей страны, попадались упоминания о путевых записках маркиза де Кюстина, где он крайне нелицеприятно отзывался о том, что увидел в России. Книга вышла в свет во Франции в 1843 году, немедленно была переведена на немецкий и английский язык, а позже печаталась и в других европейских странах.

Да и как было её не распространять, когда Россия выводилась в ней как страна варваров и рабов, страха и тирании. А кроме того, нехило так проехался о личных качествах самого русского народа. Само собой, Герцен принял её с восхищением, зато Жуковский назвал маркиза собакой.

Было бы глупо отрицать, что во многом де Кюстин был прав. Кстати, кое-что здорово перекликается с современностью, например: «Россией управляет класс чиновников… и управляет часто наперекор воле монарха… самодержец всероссийский часто замечает, что он вовсе не так всесилен, как говорят, и с удивлением, в котором он боится сам себе признаться, видит, что власть его имеет предел. Этот предел положен ему бюрократией…».

Вам это ничего не напоминает?

Однако, справедливости ради, вспомним и о путешествии Дениса Ивановича Фонвизина, литератора, создателя русских комедий, лет за 50 до де Кюстина проехавшегося по ряду европейских стран.

Д.И.Фонвизин
Д.И.Фонвизин

Вот его замечания о Германии.

...Оба раза разозлился я на скотов почталионов и заплатил за свой гнев головною болью. Правду сказать, надобно быть ангелу, чтоб сносить терпеливо их скотскую грубость. Двадцать русских верст везет восемь часов, всеминутно останавливается, бросает карету и бегает по корчмам пить пиво, курить табак и заедать маслом. Из корчмы не вытащить его до тех пор, пока сам изволит выйти. Вообще сказать, почтовые учреждения его прусского величества гроша не стоят. На почтах его скачут гораздо тише, нежели наши ходоки пешком ходят.

... ночевать приехали мы во Франкфурт-на-Одере. Никогда, с самого выезда, не имели мы такой мучительной ночи: клопы и блохи терзали нас варварски.

...Вообще сказать могу беспристрастно, что от Петербурга до Ниренберга баланс со стороны нашего отечества перетягивает сильно. Здесь во всем генерально хуже нашего: люди, лошади, земля, изобилие в нужных съестных припасах — словом, у нас все лучше, и мы больше люди, нежели немцы. ... Дороги адские, пища скверная, постели осыпаны клопами и блохами...

Однако есть и положительные отзывы, что говорит о его беспристрастности.

25 августа (5 сентября) к обеду приехали сюда, в Ниренберг (Нюрнберг) , и стали в трактире, в котором безмерная чистота и опрятность привели нас в удивление. Все улицы и дома здешние так чисты, что уже походит на аффектацию.

А вот мнение о Германии, практически копия мнения де Кюстина о России: ...Первые люди, то есть патриции, не заслуживают человеческого имени. Знатные и одною спесью надутые скоты презирают тех, которыми начальствуют.

И ещё одно, перекликающееся с современностью: Во всей Немецкой земле и, сказывают, также во всей Италии слова русский и богач одно означают.

О Франции

«При въезде в город ошибла нас мерзкая вонь, так что мы не могли уже никак усомниться, что приехали во Францию. Словом, о чистоте не имеют здесь нигде ниже понятия: все изволят лить из окон на улицу, и кто не хочет задохнуться, тот, конечно, окна не отворяет».

Фонвизин — не первый русский вояжер, отметивший это обстоятельство: что «Париж воняет», в России узнали от самого Петра Великого.
И как часто об этом приходится читать уже в наши дни :)
Кстати, тот самый де Кюстин 28 октября 1824 года был найден без сознания, избитый, ограбленный и раздетый в грязи вблизи Парижа.

Рассуждая о разуме столичных жителей, наблюдательный путешественник отмечает, что под ним они подразумевают лишь «одно качество, а именно остроту его», причем остроту, не управляемую «здравым смыслом». Помните истоию с "Шарли-эбдо"? Вот блистательный пример остроумия без здравого смысло и как можно расплатиться за него в наши дни.

С другой стороны он отмечает французский патриотизм, хорошее качество дорог, водопровод, законодательство.

Но в то же время, «нашел доброе гораздо в меньшей мере, чем воображал, а худое в такой большой степени, которой и вообразить не мог», ...«хорошее здесь найдешь, поискавши, а худое само в глаза валит».

Французы по наблюдению путешественника, обожают самые разные зрелища, будь то комедия или публичная казнь, и готовы одинаково бурно рукоплескать как искусству актера, так и мастерству палача, «…здесь за все про все аплодируют, даже до того, что если казнят какого-нибудь несчастного и палач хорошо повесит, то вся публика аплодирует битьем в ладоши точно так, как в комедии актеру»

Об Италии

Но больше всего досталось, пожалуй, итальянцам. О первом итальянском городе, в который они попали, Больцано: Жителей в нем половина немцев, а другая итальянцев. Народ говорит больше по-итальянски. Образ жизни итальянский, то есть весьма много свинства. Полы каменные и грязные; белье мерзкое; хлеб, какого у нас не едят нищие; чистая их вода то, что у нас помои. Словом, мы, увидя сие преддверие Италии, оробели.

И не зря. ... Верона город многолюдный и, как все итальянские города, не провонялый, но прокислый. Везде пахнет прокислою капустою. С непривычки я много мучился, удерживаясь от рвоты. Вонь происходит от гнилого винограда, который держат в погребах; а погреба у всякого дома на улицу, и окна отворены. Мы в жизни нашей не только не едали, даже и не видали такого мерзкого хлеба, какой ели в Вероне и какой все знатнейшие люди едят.

Болонья. ...Сей город вообще можно назвать хорошим, но люди мерзки. Редкий день, чтоб не было истории. Весьма опасно здесь ссориться, ибо мстительнее и вероломнее болонезцев, я думаю, в свете нет. Мщение их не состоит в дуэлях, но в убийстве самом мерзостнейшем. Обыкновенно убийца становится за дверью с ножом и сзади злодейски умерщвляет. Самый смирный человек не безопасен от несчастия. Часто случается, что ошибкою вместо одного умерщвляют другого.

Итальянцы все злы безмерно и трусы подлейшие. Злодей, умертвя человека, бросается в церковь, откуда его, по здешним законам, никакая власть уже взять не может. В церкви живет несколько месяцев; а между тем, родня находит протекцию и за малейшие деньги выхаживает ему прощение.

... Ни плодородней земли, ни голоднее народа я не знаю. Италия доказывает, что в дурном правлении, при всем изобилии плодов земных, можно быть прежалкими нищими.

И вывод: Рады мы, что Италию увидели; но можно искренно признаться, что если б мы дома могли так ее вообразить, как нашли, то конечно бы не поехали.

Как часто вплоть до наших дней людям недостаёт здравого смысла и понимания - жизнь настолько разностороння, что везде можно найти примеры как положительного, так и безобразного. И вспомнить слова о том, что муха ищет одно, а пчела - другое.