Умер Кирк Дуглас. Яркая звезда Золотой эпохи Голливуда. Публикации о фильмах с его участием вы уже неоднократно могли видеть на моей странице.
В ближайшее время я собирался сделать еще одну, посвященную очень своеобразному триллеру Брайана Де Пальмы «Ярость» с Дугласом в главной роли, но я не предполагал, что публиковать ее придется уже в новых горьких обстоятельствах — порой мне казалось, что он бессмертен. К сожалению, нет... О «Ярости» я расскажу в ближайшее время, но сейчас хотелось бы поразмышлять на иную тему.
Дуглас родился в 1916-м году, когда великий Дэвид Гриффит выпустил «Нетерпимость», а фильмы еще не научились говорить. Начало его карьеры пришлось на середину 40-х годов, когда на экранах блистали Хамфри Богарт и Рита Хэйворт; Сергей Эйзенштейн заканчивал работу над «Иваном Грозным»; а итальянские режиссеры изобрели неореализм — в то время редкий фильм мог похвастаться цветным изображением.
Умер же он вчера, во времена крупнобюджетных блокбастеров, цифровых технологий и кризиса идей.
Мы редко задумываемся над тем, насколько кино — молодое искусство! Ведь практически всё самое важное случилось в нем на дистанции всего в одну человеческую жизнь, пусть и очень длинную. Не удивительно ли это? Звук, цвет, феноменальное воздействие монтажа, многообразие жанров, многочисленные приемы и средства выразительности, целые эстетические концепции — и всё это чуть больше, чем за 100 лет. В этом смысле кино не отстало и от большинства других сфер, резко видоизменившихся на протяжении ХХ века, безусловно очень яркого периода в истории всего человечества.
Есть ли у нас надежда на то, что кино и дальше будет продолжать столь же стремительно развиваться, искать новые подходы к рассказу историй, поднимать неожиданные и злободневные проблемы, сумеет преодолеть любые кризисы и еще не раз откроет нам что-то про нас самих? Я думаю, надежда есть. И ответственность за ее воплощение лежит и на кинематографистах, и на зрителях.
⠀
Покойтесь с миром, мистер Дуглас. Кто знает, вдруг слова о «Золотой эпохе» можно будет отнести не только к Вашему поколению кинематографистов.