Казалось бы, читательских дневников на рынке масса. Каждый сможет выбрать для себя тот, что больше по душе. А если никакой не нравится, то можно завести красивую тетрадку и вести ее. Приводим заполнения читательского дневника, разработанного в ШРЧК. Нашу схему можно использовать как образец для ведения своего дневника. Текст для примера читайте по ссылке.
1. Обязательная шапка литературного произведения (паспорт). Сюда стоит включить:
- название книги;
- автор + страна;
- жанр;
- начало и окончание чтения;
- рейтинг в звездочках.
2. Лестница композиции = краткий пересказ текста + деление текста на основные элементы композиции. Их выделяют пять:
- экспозиция — эта часть знакомит читателя с героями произведения, местом и временем действия. Мы узнаём, как жили герои до того, как начались события, которые описаны в книге. Сюда можно записать место, где происходят события, и год, когда они происходят, а ещё имена главных героев.
- завязка — в этой части начинаются события, которым посвящена книга. Что произошло? С чего всё началось?
- развитие действия — это основная часть книги. Из неё мы узнаём, как продолжались события, что происходило с героями.
- кульминация — это наивысший пик напряжения в книге. Самое важное событие, которое предрешило итог действия.
- развязка — итог событий, описанных в книге, результат действий.
Можно записывать композицию по пунктам, но мы предлагаем использовать лестницу (см. образец). Это позволяет сэкономить место на странице, так как слева можно что-то еще подписать (и еще детям, как правило, нравится рисовать).
3. Тема и идея текста. Тема — то, о чём говорится в тексте, идея — что именно говорится об этом. Не обязательно их определять сразу после первых двух пунктов, можно вернуться и позже. Можно расположить тему и идею рядом друг с другом (для наглядности и экономии пространства) или друг за другом.
4. Цитата (одна или больше). Важная фраза, которая, на ваш взгляд, отражает суть текста. Может быть связана с идеей. Может не быть с ней связана, а просто содержать мудрую мысль, которая отозвалась в душе читателя, срезонировала. Цитаты, если речь идет о школьном обучении, можно использовать при написании сочинений по литературе и эссе по другим предметам в качестве иллюстрации или аргумента.
5. Облако тегов. Набор слов-ассоциаций, которые вписаны в определенный контур, например, облако. Работа помогает настроить навигацию между множеством текстов, определить, чем несколько текстов похожи друг на друга, а чем отличаются. Например, и в рассказе "Гусарская сабля" и в повести Пушкина "Барышня-крестьянка" есть элемент тайны (больше сходств нет). И в рассказе "Гусарская сабля", и в балладе Жуковского "Светлана" есть эпизод с девичьим гаданием (сходств так же, как в предыдущем примере, больше нет).
6. Синквейны и диаманты о героях и персонажах произведения. Что это такое и как их составлять, можно прочесть тут. Этот приём с легкостью способен заменить характеристику персонажа. Использовать однокоренные слова внутри одного синквейна (диаманты) не рекомендуется — расширяем словарный запас.
7. Что ещё можно включить в читательский дневник?
- отзыв на текст или рецензию (в зависимости от подготовленности и уровня знаний);
- кроссворд (старайтесь составлять кроссворды не менее чем на 10-15 слов — это хорошая разминка для мозгов);
- иллюстрацию / постер — любой фанарт;
- фанфик (почему писать фанфики — это не мерзко и отвратитенльно, а очень даже хорошо, читайте эту статью).
Читательский дневник ведут только творческие люди. У них найдется еще немало идей для заполнения своего дневника чтения. А вы такой ведете? Напишите в комментарий, вы вели читательский дневник в школе — и как вам запомнился этот эпыт?