Найти тему
Читать — не скучно!

Как пользоваться читательским дневником для себя? Объясняем на примерах

Казалось бы, читательских дневников на рынке масса. Каждый сможет выбрать для себя тот, что больше по душе. А если никакой не нравится, то можно завести красивую тетрадку и вести ее. Приводим заполнения читательского дневника, разработанного в ШРЧК. Нашу схему можно использовать как образец для ведения своего дневника. Текст для примера читайте по ссылке.

Из промо-материалов к читательскому дневнику, изданному в 2019 году в Кургане.
Из промо-материалов к читательскому дневнику, изданному в 2019 году в Кургане.

1. Обязательная шапка литературного произведения (паспорт). Сюда стоит включить:

  • название книги;
  • автор + страна;
  • жанр;
  • начало и окончание чтения;
  • рейтинг в звездочках.
Образец. "Шапка" книги. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.
Образец. "Шапка" книги. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.

2. Лестница композиции = краткий пересказ текста + деление текста на основные элементы композиции. Их выделяют пять:

  • экспозиция — эта часть знакомит читателя с героями произведения, местом и временем действия. Мы узнаём, как жили герои до того, как начались события, которые описаны в книге. Сюда можно записать место, где происходят события, и год, когда они происходят, а ещё имена главных героев.
  • завязка — в этой части начинаются события, которым посвящена книга. Что произошло? С чего всё началось?
  • развитие действия — это основная часть книги. Из неё мы узнаём, как продолжались события, что происходило с героями.
  • кульминация — это наивысший пик напряжения в книге. Самое важное событие, которое предрешило итог действия.
  • развязка — итог событий, описанных в книге, результат действий.

Можно записывать композицию по пунктам, но мы предлагаем использовать лестницу (см. образец). Это позволяет сэкономить место на странице, так как слева можно что-то еще подписать (и еще детям, как правило, нравится рисовать).

Образец. Лестница композиции книги. На примере рассказа "Гусарская сабля" 
К. Баранцевича. См. в полном размере по ссылке https://psv4.userapi.com/c856328/u185006747/docs/d7/ca0a77e52e41/LESTNITsA_KOMPOZITsII.png?extra=QKk_oQgU9etrho3R1RJY1gIlec3Dt4MRtW9JqgkG2cwtBzqiBRIu6uPqv-9FC48d7QHS_5ZEBGrQMf7tP2m-pNdU7t2wY69d_SMu7ousJ1thqHQkqZVs7kQ8YR8wpGOLfGPl85wO02LsG89CPpPBmxdLKw
Образец. Лестница композиции книги. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича. См. в полном размере по ссылке https://psv4.userapi.com/c856328/u185006747/docs/d7/ca0a77e52e41/LESTNITsA_KOMPOZITsII.png?extra=QKk_oQgU9etrho3R1RJY1gIlec3Dt4MRtW9JqgkG2cwtBzqiBRIu6uPqv-9FC48d7QHS_5ZEBGrQMf7tP2m-pNdU7t2wY69d_SMu7ousJ1thqHQkqZVs7kQ8YR8wpGOLfGPl85wO02LsG89CPpPBmxdLKw

3. Тема и идея текста. Тема — то, о чём говорится в тексте, идея — что именно говорится об этом. Не обязательно их определять сразу после первых двух пунктов, можно вернуться и позже. Можно расположить тему и идею рядом друг с другом (для наглядности и экономии пространства) или друг за другом.

Образец. Тема и идея текста. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.
Образец. Тема и идея текста. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.

4. Цитата (одна или больше). Важная фраза, которая, на ваш взгляд, отражает суть текста. Может быть связана с идеей. Может не быть с ней связана, а просто содержать мудрую мысль, которая отозвалась в душе читателя, срезонировала. Цитаты, если речь идет о школьном обучении, можно использовать при написании сочинений по литературе и эссе по другим предметам в качестве иллюстрации или аргумента.

Образец. Цитата из текста. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.
Образец. Цитата из текста. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.

5. Облако тегов. Набор слов-ассоциаций, которые вписаны в определенный контур, например, облако. Работа помогает настроить навигацию между множеством текстов, определить, чем несколько текстов похожи друг на друга, а чем отличаются. Например, и в рассказе "Гусарская сабля" и в повести Пушкина "Барышня-крестьянка" есть элемент тайны (больше сходств нет). И в рассказе "Гусарская сабля", и в балладе Жуковского "Светлана" есть эпизод с девичьим гаданием (сходств так же, как в предыдущем примере, больше нет).

Образец. Облако тегов. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.
Образец. Облако тегов. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.

6. Синквейны и диаманты о героях и персонажах произведения. Что это такое и как их составлять, можно прочесть тут. Этот приём с легкостью способен заменить характеристику персонажа. Использовать однокоренные слова внутри одного синквейна (диаманты) не рекомендуется — расширяем словарный запас.

Образец. Два синквейна. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.
Образец. Два синквейна. На примере рассказа "Гусарская сабля" К. Баранцевича.

7. Что ещё можно включить в читательский дневник?

  • отзыв на текст или рецензию (в зависимости от подготовленности и уровня знаний);
  • кроссворд (старайтесь составлять кроссворды не менее чем на 10-15 слов — это хорошая разминка для мозгов);
  • интеллектуальную карту (что это и как отличается от таблицы — тут);
  • иллюстрацию / постер — любой фанарт;
  • фанфик (почему писать фанфики — это не мерзко и отвратитенльно, а очень даже хорошо, читайте эту статью).

Читательский дневник ведут только творческие люди. У них найдется еще немало идей для заполнения своего дневника чтения. А вы такой ведете? Напишите в комментарий, вы вели читательский дневник в школе — и как вам запомнился этот эпыт?