На Дальнем Востоке продовольственный кризис, свежие овощи и фрукты либо пропали из продажи, либо подорожали в несколько раз.
Дело в том, что 31 января распоряжением премьер-министра Мишустина дальневосточная часть китайской границы была закрыта для грузоперевозок.
Что необходимо понимать про грузоперевозки между ДВ и Китаем? 98% всего товарооборота ДВ приходится на страны АТР (товарообмен с Европейской Частью России около 2%) Большая часть из этих 98% – товарообмен с КНР. Экономически ДВ связан с ЕЧР меньше, чем США с Россией (на США приходится 3% товарообмена России, в полтора раза больше чем на ДВ)
Фактически правительство РФ объявило дальневосточникам экономическую блокаду. И если без товаров длительного пользования можно как-то обойтись, да и складские запасы продержатся несколько месяцев, то с продуктами питания ситуация оказалась крайне плачевной.
Половина продовольствия потребляемого на ДВ поставляется из Китая. Даже эта цифра очень велика, и очевидно заместить 50% продовольствия потребляемого шестимиллионным населением – нерешаемая задача, по крайней мере не решаемая быстро. Однако на практике всё ещё хуже – та половина, которая всё-таки поставляется на ДВ из других мест (либо производится здесь) – это в основном продукты длительного хранения: крупы, консервы и пр. А вот овощи, фрукты, корнеплоды, цитрусовые, в общем всё, что нельзя хранить месяцами – только КНР (конечно, что-то выращивается на месте, но это буквально капля в море – единицы процентов).
Приморье, как территория с более мягким климатом и развитым сельским хозяйством ещё как-то держится, да и все транзитные склады находятся там, что позволяет хоть немного смягчить эффект от эмбарго, но Хабаровский край, Якутия, Амурская область живут в буквальном смысле с колёс: в воскресенье я ещё мог купить овощи завезённые в пятницу, а в понедельник новый завоз уже не пришёл и полки магазинов мигом опустели.
Официальный предлог (защита от короновируса) не выдерживает никакой критики. Если бы речь действительно шла о защите от вируса, то куда логичнее было бы перекрыть пассажирские перевозки, а их никто не отменял, самолётное сообщение между странами работает в штатном режиме, также не ограничено морское сообщение (поэтому продовольственный кризис не затронул Камчатку или Сахалинскую область – там снабжение только морем). Если же закрыты только сухопутные границы и при этом только для грузоперевозок, то дело явно в другом. У меня есть предположение, что такая жёсткая реакция Москвы, вызвана очень болезненным для неё предложением инициативных граждан Дальнего Востока, о закреплении особого статуса ДВ в конституции, подозрительно совпавшим по времени.
Кстати, на этом фоне у меня появились зачатки уважения к путинскому парашютисту Кожемяке – своим распоряжением он вчера открыл границу, т.е. пошёл на прямое противостояние с Москвой. Это живо напомнило мне противостояние федеральных и местных властей в 2009м году, когда путинский назначенец Дарькин встал на сторону народа в вопросе запретительных пошлин и отказался стрелять по мирным демонстрациям (за что и был уволен с поста). Может это такой хитрый способ сделать Кожемяко, которого местные элиты и население откровенно не принимают, дальневосточным героем?
Конечно, отсутствие в магазинах свежих овощей и фруктов это не блокада Ленинграда, но кто-то за это должен ответить: либо Мишустин, спровоцировавший кризис, либо Кожемяко выступивший во фронду федералам.