Найти тему
Ночная смена

Ужасы Индии в романе Дэна Симмонса

Роман Симмонса «Песнь Кали» был опубликован в 1985 году. Произведение в мрачных тонах описывает Калькутту и религиозные обычаи индийского народа. Некоторые читатели поспешили упрекнуть автора в ксенофобии, но как показывают медиа – преждевременно.

Симмонс пробыл в Калькутте два с половиной дня и заполнил две толстые тетради путевыми заметками. Он использовал их при создании своего 300-страничного романа, смеси реализма и ужасов. Действие разворачивается в 1977 году. Американский поэт Роберт Лузак по заданию журнала Harpers, взяв с собой жену и ребенка летит в Калькутту, чтобы найти пропавшего, а затем вновь появившегося поэта М. Даса. Город производит на него неприятное впечатление: грязь, вонь, агрессия, кастовое расслоение, перебои с электричеством; в бассейне при отеле плавает дохлая крыса, бедняки испражняются на улицах. Преодолевая отвращение, Лузак общается с разного рода мутными личностями, которые рассказывают ему истории про жертвоприношения богине Кали, а потом и сам оказывается втянут в этот мистический ритуал. После ряда приключений, многие из которых отдают ночным кошмаром, он находит воскресшего из мертвых поэта и теряет шестимесячную дочь, – индийцы убивают ее и используют как контейнер для перевозки драгоценностей. Ожесточившийся и бессильный Лузак предлагает стереть Калькутту с лица земли.

Читатели романа разделились на два лагеря. В первом предложили рассматривать «Песнь Кали» как исключительно беллетристическое произведение, не смешивать Симмонса с его героем Лузаком, которому автор предусмотрительно дал польскую фамилию и не воспринимать описанную им Калькутту как историческое место. Во втором, составившем большинство, разумно возразили, что раз Симмонс использует реальные топонимы, упоминает характерные для 70-х годов политические смуты и подробно останавливается на ритуале служения одной из главных богинь индуистского пантеона, роман следует рассматривать как реалистический и оценивать его по соответствующим меркам. Исходя из них, автору предъявили множеством претензий: начиная от неправильного написания индийских имен и закачивая однобокой трактовкой богини Кали, которая согласно ведам выполняет не только демонические функции, принуждая людей искать биологический материал для жертвоприношений, но может выступать и в положительной ипостаси – например, поддерживать мировой порядок.

Кто прав? Согласно медиа, мнения и той и другой группы читателей далеки от истины; правда же оказалась страшнее самого изощренного вымысла.

Симмонс описывал Калькутту во время стагнации 70-х годов. С тех пор индийская экономика совершила экономический рывок: грязь и вонь почти исчезли с улиц, электричество подается бесперебойно, обслуживание в отелях на приличном уровне. Но то, что касается жертвоприношений, ни куда не делось. Например, в английской газете The Guardian пишут, что в 2006 году в деревне Бахра, немолодая индианка, которую преследовали неудачи, посоветовавшись со священником-тантриком, решила принести жертву Кали; два ее сына похитили соседского ребенка, нанесли ему на тело масло, совершили обряд, а потом пустили кровь. В другом издании, This Week In Asia, опубликован более пугающий отчет. В 2017 году, жители деревни нашли труп своего пропавшего сына; у мальчика было перерезано горло и просверлен дрелью затылок; вокруг были разложены кости, портрет Кали, благовония и прочие атрибуты которые используют при отправлении культа. Чтобы пресечь подобные преступления, индийские законодатели даже ввели специальную директиву о «предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений», но эффект пока минимальный. В Министерстве внутренних дел сообщают, что только в 2014 году был убит 51 человек – все жертвы культа индуистских богов. Так что роман Симмонса «Песнь Кали» остается не только произведением в жанре ужасов, но и актуальным антропологическим исследованием. В худшем смысле этого слова.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц