Еще в Петербурге адмирал Рожественский распорядился разместить свой штаб на эскадренном броненосце "Князь Суворов". Во время боя планировалось держать неподалеку с флагманом миноносец "Бедовый" для эвакуации штаба эскадры с адмиралом в случае гибели корабля.
Первые удары японцев пришлись по русскому флагману, практически сразу корабль получил тяжелые повреждения, а сам адмирал был ранен в голову и не мог влиять на дальнейший бой. Еще через несколько часов судно потеряло управление и, охваченное огнем, выполняло циркуляции (круговые движения), пересекая то свои, то неприятельские ряды кораблей. Николай Васильевич Баранов - капитан "Бедового" - не спешил выполнять свою обязанность по снятию штаба с гибнущего судна. К исходу дневного боя к "Князю Суворову" пристал миноносец "Буйный", который и принял на борт руководство эскадры.
Сам флагман погибнет спустя пару часов вместе с плавучей мастерской "Камчаткой", с кораблей не спасется ни один человек.
Утром следующего дня "Буйный" с повреждениями в движителях передал штаб на миноносец "Бедовый". Само судно, не имея возможности устранить неполадки, было оставлено командой и расстреляно крейсером "Дмитрием Донским", принявшим на борт моряков поврежденного корабля.
Эскадренный миноносец "Грозный" под командованием К. К. Андржиевского в первый день боя держался относительно безопасной стороны, участвовал в спасении команды со вспомогательного крейсера "Урал". К началу второго дня соединился с миноносцем "Бедовый" со штабом на борту и направился в сторону Владивостока небезызвестным курсом норд-ост 23 °.
У острова Уллындо "Грозный" и "Бедовый" были нагнаны двумя японскими миноносцами «Сазанами» и «Кагеро». Что происходило в штабе эскадры, доподлинно не известно, на суде Рожественский прикрывал своих подчиненных, объясняя их решение тем, что они ставили перед собой задачу спасти его. В то же время были свидетельства, что в минуты ясного сознания адмирал Рождественский сообщил штабу поступать так, как если бы его тут не было. Отдав приказ "Грозному" прорываться во Владивосток, "Бедовый" остановил машины и поднял белый флаг и флаг международного красного креста. Вероятно, они рассчитывали воспользоваться защитой морского права о госпитальных суднах и не быть захваченными противником, но по ряду юридических причин судно санитарным признано быть не могло. В одночасье весь штаб попал в плен миноносцу «Сазанами». В то же время "Грозный" ввязался в бой с японским судном, на протяжении 75 минут между двумя кораблями велся интенсивный бой, в исходе которого «Кагеро» с креном и разрушениями надводного корпуса отказался от дальнейшего преследования. Но и для "Грозного" бой не прошел бесследно: погибло трое и было ранено четверо человек, включая командира судна. Из шести попаданий одно пришлось на подводную часть. Корабль смог дойти до родных берегов и стал одним из трех кораблей эскадры, прорвавшихся во Владивосток.
Два абсолютно одинаковых корабля поставлены в одинаковые условия, но с различным чувством долга и чести. Капитаны служили одному государству и подчинялись одному уставу. Сказалось ли на командире "Бедового" Баранове решение штаба о сдаче? Ведь на своем корабле он мог оспорить явно преступное решение командования и игнорировать его.
После войны Н. В. Баранов будет осужден и приговорен к смертной казни, замененной на тюремный срок. Капитан миноносца "Грозный" К. К. Андржиевский дослужится до генерала-майора адмиралтейства и вскоре уйдет на пенсию с сохранением мундира и всех званий.
В следующий раз мы познакомимся с одним из примеров русской упертости и силой духа капитана и его команды.
Буду признателен за "палец вверх" и подписку на мой канал!
Семь футов под килем, дорогой читатель!