Найти тему
AD Magazine Russia

Дизайн в кино: как снимали фильмы, номинированные на “Оскар” 2020

Оглавление

Церемония вручения премии “Оскар” пройдет в ночь с 9 на 10 февраля. В прошлом году все фильмы, про которые мы писали, взяли по заветной статуэтке. В этом году картин, про производство которых интересно рассказать, еще больше, поэтому материал мы разделили на две части. Для начала посмотрим, как снимали “Однажды в Голливуде”, “1917”, “Боль и слава” и “Джокер”.

“Однажды в Голливуде”

Девятый фильм Квентина Тарантино рассказывает о стареющей кинозвезде Рике Далтоне и его дублере Клифе Буте — это ода Голливуду 1960-х годов.

Барбара Линг — художник-постановщик фильма — застала эту эпоху во вполне сознательном возрасте, поэтому в отличии от режиссера (ему тогда было шесть лет) могла черпать вдохновение из собственных воспоминаний. Для фильма было создано 170 декораций, причем все воссоздано натурально, без использования хромакея. Здания и локации как будто оказались в машине времени и приняли свой прошлый облик — на осовремененные постройки прикрепляли фасады 1960-х годов. При этом надо понимать, что задачи снимать документальное кино не стояло. Но важно было максимально достоверно передать дух времени.

Как оказалось, лучше всего сохранился Голливудский бульвар. “Он как последний бастион, еще выдерживает натиск времени и не превращается в жилую застройку”, — рассказывает Барбара. Хотя и здесь пришлось потрудиться. Например, целого ряда кинотеатров, которые в прошлом сияли неоновыми огнями, уже не существовало — их воссоздали заново. А в остальном окружающий ландшафт этого района и обилие строительных кранов вокруг намекают, что этот “бастион” тоже скоро падет, а следов прошлой эпохи не останется и здесь.

-2

Интересная история с Taco Bell. Найти здание, которое по форме напоминает эту закусочную тех времен, оказалось непростым занятием. В итоге подходящий вариант нашли в Калифорнии, правда, здание было давно забито и не функционировало, как собственно Taco Bell. Обратились к владельцам всей сети. Те открыли здание, дали разрешение на съемки, а потом, кстати, забрали реквизит в музей своих закусочных. А теперь внимание: все эти хлопоты были ради одного кадра! Да-да, Taco Bell появляется в фильме всего на несколько секунд. Барбара Линг не видит в этом ничего удивительного и говорит, что только так и можно создать настоящее большое кино — с максимальным вниманием к деталям.

-3

Фильм — собрание любимые мест и предметов Тарантино. В ресторане “Musso & Frank Grill” режиссер — завсегдатай. Владельцы так обожают Квентина, что закрыли ресторан на пять дней специально для съемок. Более того, они даже приготовили блюда, которые были в меню 1960-х годах. Кое-какие локации не сохранились вовсе. Например, ранчо Спан, где в 1950-х годах снимали низкобюджетные вестерны, а потом обосновалось семейство Мэнсон, воссоздали с нуля: ранчо подчистую сгорело в 1970 году.

-4

А одну локацию — возможно, самую примечательную, все-таки снимали с использованием макета. Речь идет о кинотеатре под открытым небом. Как ни велико было желание всей команды художников-постановщиков сконструировать этот экран, даже для них эта задача оказалась неподъемной — шутка ли такой огромный размер 140 на 70 метров. Построили уменьшенную копию парковки и экрана, но даже в “сжатом” виде он был трехметровым и все равно производил впечатление.

-5

Дух времени — это еще и работа над костюмами. Художник по костюмам Арианна Филлипс в третий раз номинирована на “Оскар”. Для того чтобы создать образы героев, она не только отсмотрела огромное количество фильмов тех времен, но еще и лично побеседовала с сестрой Шэрон Тейт. На первую встречу с режиссером Арианна пришла не с пустыми руками. Она принесла с собой коробку с фотографиями тех времен, с винтажной гавайской рубашкой, подходящей по размеру Тарантино, очками-авиаторами, которые мог бы носить Клиф, с помадой для волос и даже с микстейпом музыки, которая могла бы играть в машине героев (там были Paul Revere & the Raiders, Том Джонс, Элвис Пресли и The Mamas and the Papas). Режиссер не устоял.

-6

Как всегда в фильмах Тарантино, здесь много отсылок к разным событиям и людям, в том числе и к фильмам самого Тарантино. Уже в названии “Однажды в Голливуде” — реверанс к фильмам Серджо Леоне, которые сильно повлияли на режиссера. Рик Далтон (герой Леонардо ДиКаприо) снимается в фильмах режиссеров Серджо Корбуччи (Корбуччи действительно был режиссером и снимал фильм, который назывался... “Джанго”) и Антонио Маргаретти. Последнее имя, кстати, появляется до этого в “Бесславных ублюдках”. Саундтрек, играющий, когда семейство Мэнсон совершает нападение на дом Далтон, называет Straight Shooter (“Меткий стрелок” — перевод с англ.). И это лишь маленькая часть того бесчисленного количества деталей, которые скрыты почти в каждом эпизоде. Персонажи той эпохи здесь появляются тоже эпизодически: семейство Мэнсон, Роман Полански, Стив Маккуин и Брюс Ли занимают всего несколько минут в хронометраже, но их наличие делает фильм многослойным.

-7

“1917”

Новый фильм Сэма Мендеса о том, как два британских солдата во время Первой мировой войны пытаются доставить приказ об отмене наступления и спасти тем самым 1600 человек. Заявленные в афише звезды — Колин Ферт и Бенедикт Камбербетч — появляются всего на несколько кадров. Но в фильме потрясают не столько они, сколько размах уровня кинопроизводства.

Фильм снят одним кадром и держит в напряжении все два часа. Конечно, два часа проблематично снять и в самом деле одним кадром — все же здесь это ощущение было создано: очень длинные пролеты камеры скрупулезно склеивались между собой так, что разрывов совершенно незаметно. Над фильмом помимо режиссера работали еще два человека — оператор Роджер Дикенс и художник-постановщик Деннис Гасснер (разумеется, у каждого были огромные команды).

-8

Съемки проходили в Англии: долго выбирали подходящую локацию и в итоге остановились на окрестностях Глазго. Дело осложнялось богатой историей Англии: каждый раз, когда необходимо было каким-то образом изменить ландшафт, нужно было получать разрешение на раскопки, чтобы случайно не повредить какой-нибудь никем не найденный подземный Стоунхендж. Зато с погодой повезло — не так часто об Англии можно так сказать. Режиссер хотел, чтобы весь фильм было пасмурно и облачно, а с этим там проблем никогда не возникает.

Сначала художники-постановщики методично спланировали ход движения героев и все пролеты камер — репетиции заняли несколько месяцев. Параллельно дорабатывались детали. В отличие от обычных съемок здесь нельзя было расставить освещение по периметру сцены и изменять уровень его насыщенности — камера могла двигаться на 360º, а значит, единственным ограничением для нее была линия горизонта. Каждый шаг актера и каждый поворот камеры тщательным образом записывались и вымерялись по хронометражу. Подготовка к съемкам больше напоминала постановку хореографии — так точно оттачивалось каждое движение.

-9

Когда основной план движения камер и актеров был выработан, занялись наполнением пространства деталями. Художники настолько кропотливо подошли к съемкам, что даже грязь мешали сами: хотели добиться определенного оттенка и поэтому комбинировали образцы разной почвы и пород.

-10

Сцена в полуразрушенном доме во французской деревне — единственная, где отошли от документальной достоверности и дали волю фантазии. Режиссер хотел, чтобы эти кадры напоминали сон героя, поэтому пространство сделали нуарным, с бликующим светом. Длинную траншею, по которой герой бежит в конце фильма, копали, вспоминая тяготы солдат Первой мировой: работа была сложной, мешали дожди, холод — траншеи наполнялись водой и проседали.

На постановку фильма ушло около 100 миллионов долларов. Художник-постановщик Деннис Гесснер работал над многими масштабными картинами, включая серии бондианы “Скайфолл” и “Спектр”, но уверяет, что эта картина отличается от всех по уровню сложности сценографии.

“Боль и слава”

Новый фильм Педро Альмодовара придется по душе как минимум любителям дизайна. В фильмах Альмодовара всегда отводится особая роль театру, танцу и другим видам искусства. Они наравне с главными героями — становятся проводниками тех мыслей, которые хочет озвучит режиссер. “Боль и слава” — про режиссера, которого сковывают ужасные боли в спине и от этого он вынужден отказаться от главной страсти своей жизни — съемок.

-11

Мадридская квартира главного героя создана по образу и подобию квартиры самого Педро Альмодовара. Сценарий был настолько детализирован сообразно с ней, что режиссер прописал даже уровень освещения в каждый конкретный промежуток времени.

-12

Наполнение квартиры складывалось в том числе и из вещей самого Альмодовара: он принес много дизайнерских предметов из собственной обстановки. Так здесь оказались работы Этторе Соттсасса, бело-синий сервиз Bleua d'Ailleurs от Hermès, комоды от Fornasetti, столик Mexique по дизайну Шарлотт Периан для Cassina, светильник Eclisse по дизайну Вико Маджистретти и многое другое.

-13

Образ героев формируют еще и книги, искусство и даже сочетания цветов в интерьере — все это помогает глубже прочувствовать персонажей и их историю жизни. Сцены как будто красочной и насыщенной, но на самом деле немного беспомощной жизни главного героя чередуются с воспоминаниями о его детстве. В этих эпизодах уже нет ни шедевров дизайна, ни ярких орнаментов от Патрисии Уркиолы. Это начало всего для героя — кадры сняты в обстановке дома-землянки с каменными стенами и единственным световым окном, расположенным в потолке. Такие подземные дома нашли в Валенсии – сейчас вокруг них развернулось целое движение, чтобы причислить их к исторически значимым объектам и сохранить от разрушения. Схожую обстановку построили в Мадриде — там снимались сцены, где не нужны были общие планы.

-14

Художник-постановщик картины Антксон Гомес говорит, что работать с таким режиссером, как Педро Альмодовар, — одно удовольствие, ведь к декорациям он подходит не менее тщательно, чем к прорабатыванию персонажей.

"Джокер"

Новый Джокер – что угодно, но не супергеройское кино, а тяжелая и давящая драма о человеке, который не может сдержать смех при волнении. Для того, чтобы усугубить это ощущение нужна подходящая обстановка. Режиссер Тодд Филлипс и художник-постановщик Марк Фридбирг исколесили весь Нью-Йорк в поисках нужной локации. Оказалось, что Нью-Йорк образа 2019 слишком сильно отличается от Нью-Йорка 1970-х годов — он был чересчур опрятным. Такой город точно не годится для воображаемого Готэм-сити. Но нужные “декорации” все-таки нашлись — в Ньюарке.

-15

Цветовая палитра фильма вдохновлена книгой с фотографиями машин 1970-х годов — правда, те яркие броские цвета в фильме слегка приглушили. По ходу фильма цвета меняются и становятся более темными, как и сам главный герой (Артура Флека (Джокера) играет Хоакин Феникс). Интересно, как меняется костюм героя с того момента, как он впервые вышел на стэндап до теперь уже знаменитого танца на лестнице.

-16

Мы понимаем, что это один и тот же костюм (едва ли у Артура Флека был богатый гардероб), но в начале он кажется темно-малиновым и офисным, а к концу превращается в насыщенную тройку с яркой желтой жилеткой. Такие детали позволяют задуматься о сложности персонажа и поставить под сомнение клиническую природу его поведения — ведь если эти предметы были в шкафу, не является ли все это одной большой и продуманной игрой для него?

-17

Квартира, в которой живет Артур Флек со своей матерью расположена в Южном Бронксе в старом здании в стиле ар-деко. Для интерьеров Марк Фридбирг выбрал как будто выцветшие цвета и орнаменты, чтобы создать обстановку, которую никто не менял на протяжении 25 лет.

-18

На контрасте с унылым жильем главного героя — красочные декорации шоу Мюррэя Франклина (Роберт Де Ниро). На создание этого сета художников вдохновило шоу Джонни Карсона. И наконец еще одно важное место — агентство клоунов. Помещение для него нашли в Гарлеме — в магазине ковров.

-19

Как оценят все потраченные на фильм усилия, можно будет узнать совсем скоро: у “Джокера” сразу 11 номинаций на премию Оскар в этом году.

-20