Исторический политический триллер, посвященный одному из самых скандальных и знаменитых шпионских процессов Европы конца XIX — начала XX веков, «делу Дрейфуса». Французский офицер, еврей по национальности, капитан Альфред Дрейфус (Луи Гаррель) обвинен в государственной измене — шпионаже в пользу Германии — и сослан на каторгу в тропики. Бывший наставник Дрейфуса и начальник разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) не верит в виновность подчиненного и ведет собственное расследование. Французское общество расколото — противники опального офицера подогревают антисемитские настроения, власти прячут улики, интеллектуалы негодуют.
Зачем смотреть
Когда-то «дело Дрейфуса» наделало в Европе много шума, но сейчас о нем помнят в основном любители прошлого или юристы, не прогуливавшие лекции по истории права. Однако по сути дело это архетипично — похожие казусы случаются во всех странах и во все времена. В нашей новейшей истории оно напоминает прошлогоднее «дело Ивана Голунова», когда полицейские, обвинившие журналиста в наркоторговле, в итоге сами оказались под следствием.
Жанр судебной драмы о борьбе за честное имя, судьбу и жизнь несправедливо обвиненного очень популярен у серьезных западных режиссеров. В основе может лежать как выдуманная история (например, «Убить пересмешника» Роберта Маллигана c Грегори Пеком), так и реальные события — таковы, например, «Тропы славы» Стэнли Кубрика или недавнее «Дело Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда. Роман Полански сделал совершенно классическое по форме историческое костюмное кино — и абсолютно совершенное по профессиональной реализации. И операторская работа, и постановка, и актерская игра оставляют ощущение большой глубины и сложности тех проблем, что продолжают волновать общество. И в эпоху информационных войн, постправды и массовых фальсификаций эти проблемы только актуальнее.
Почему можно не смотреть
Это далеко не развлекательное кино, и неподготовленному — если не художественно, то исторически — зрителю смотреть его будет тяжеловато. Полански не стремится упростить и разжевать историю для масс, как это любят делать популярные голливудские мастера мейнстрима, подменяющие психологическую глубину попсовым пафосом. Интерьеры и костюмы в ленте безупречны, но большая часть действия проходит в кабинетах за разговорами серьезных господ, снятых с давящей на сознание чопорностью. А единственная дуэль совсем не похожа на схватки мушкетеров с гвардейцами кардинала.