«Томаты помогают победить рак», «в грецких орехах нашли компонент, способный уничтожать опухолевые клетки», «женщины, которые часто едят йогурт, защищены от онкологических заболеваний», – подобные заголовки часто можно встретить на новостных сайтах и в СМИ. Едва ли не каждый день нам преподносят очередную сенсацию. Начитавшись таких статей, люди начинают активно кушать помидоры, йогурт и другие продукты, надеясь, что это поможет защититься от рака. Порой мейнстрим накрывает онкологических больных, вплоть до того, что они отказываются от лечения, уповая на помощь «целебного питания».
Но чаще всего ученые имеют в виду совсем не то, что скрывается под хайп-заголовками.
На чём проверяли?
Зачастую, когда говорят о новом соединении, которое уничтожает опухолевые клетки, имеют в виду именно клетки или, в лучшем случае, лабораторных мышек, а не человека. Например, ученые выделили некое вещество из томатов, добавили его в клеточную культуру в пробирке и увидели, как многие злокачественные клетки погибли. Или ввели мышкам с опухолями – и после процедуры болезнь развивалась медленнее, или животные выздоровели.
Что означают такие эксперименты? Теперь у нас есть новое лекарство, и его нужно срочно отправить во все онкологические клиники? Не всё так просто. Прежде чем внедрять препарат в клиническую практику, нужно ответить на важные вопросы:
· Действительно ли это поможет онкологическим больным?
· Если поможет – при каких типах злокачественных опухолей, на какой стадии?
· Как вводить лекарство: перорально (путем проглатывания), внутривенно или как-то еще?
· Это эффективнее, чем препараты, которые уже применяются?
· Это безопасно? Бывают ли побочные эффекты? Ведь для терапевтического эффекта могут потребоваться намного более высокие дозы чудо-вещества, чем содержится в тех же томатах.
Это и многое другое проверяют во время клинических исследований. А их начинают только после того, как успешно завершились эксперименты на животных и в пробирках. Весь процесс требует нескольких лет работы и огромных затрат. Но без тщательной проверки никак нельзя, ведь мы живем в век доказательной медицины.
После – не значит вследствие
Впрочем, научные исследования – это не всегда эксперименты на мышах и клеточных культурах. Приведем другой распространенный пример.
Ученые оценили данные, полученные от 100 тысяч людей, и обратили внимание, что те, кто едят некий экзотический фрукт, реже страдают раком кишечника. Обыватель может поспешно прийти к выводу: «ура, теперь мы знаем, что это чудодейственный продукт, бегом в магазин!»
Но при вдумчивом анализе появляется масса вопросов:
· Какое именно соединение в этом фрукте защищает от рака?
· Как оно работает, на какие молекулярные механизмы воздействует?
· Действительно ли дело в этом фрукте? Может быть, люди, которые его часто едят, в целом ведут более здоровый образ жизни?
· 100 тысяч участников исследования – кто эти люди? Жители нескольких островов возле Австралии? А может быть, у них просто есть особенные гены, которые защищают от некоторых типов рака?
Статистические исследования не всегда надежны. Они не раскрывают причинно-следственной связи, глубинных механизмов процесса – об этом стоит помнить.
Одна молекула – еще не целый томат
Любой овощ, фрукт, животный продукт, целебное растение – это дикая смесь из самых разных молекул. Они взаимодействуют между собой, влияют на усвоение и активность других веществ. Одни из них полезны, другие вредны. О точных дозировках не идет и речи. Молекула из томата в пробирке с раковыми клетками и томат в организме человека – разные вещи, как слон и муха.
Именно поэтому, несмотря на то, что многие лекарства изначально были выделены из природных компонентов (например, всем знакомый аспирин – производное соединения из коры ивы), врачи не воспринимают всерьез БАДы, и фитопрепараты по большей части тоже. В них нельзя посчитать дозу активных веществ и точно предсказать эффект.
Радужная теория и суровая реальность
Бывает, что в каком-нибудь растении обнаруживают вещество, которое могло бы помочь в борьбе против рака, но при попытках создать из него лекарственный препарат возникают большие сложности.
Например, куркумин – соединение из куркумы – помогает в борьбе против опухолевых клеток. Первые доказательства появились уже давно, а сейчас известны даже некоторые молекулярные механизмы.
Проблема в том, что после употребления куркумы в качестве специи куркумин в организме быстро разрушается и не может попасть в злокачественную опухоль. Сейчас ученые пытаются понять, как обойти это препятствие. Вы можете почитать о научной работе, посвященной противоопухолевым эффектам куркумина, на сайте Европейской клиники.
Ученые осторожны – и вам того же советуют
Ученые не гоняются за сенсациями, в солидных рецензируемых научных изданиях вы не встретите ни одной громкой фразы. Вообще, представители научного сообщества очень осторожны. Они всегда описывают ограничения исследования, рассказывают, насколько уверены в своих выводах, где эти выводы можно применять, и что могло повлиять на результат. В научной статье может быть прямым текстом написано, что вопрос нельзя считать до конца изученным, и нужны дополнительные исследования.
Многое из этого не попадает в СМИ. Ведь задача журналистов – привлечь ваше внимание, удивить, шокировать.
Вывод простой и очевидный: нужно оценивать любую информацию критически и не впадать в крайности. Если диагностировано онкологическое заболевание – не стоит заниматься самодеятельностью, нужно обратиться к онкологу. Врачи Европейской клиники знают, как помочь.