Найти тему

Она могла стать русской царицей...

Своими знатными предками люди обычно гордятся. Но порой знатность приносит одни несчастья. Весь род бедной девушки подвергся царской опале и истреблению. Потому что их предком, которым они привыкли гордиться, был Иван Калита.

Судьба ее могла сложиться намного благополучней, если бы не умерла ее старшая сестра - Евфимия Владимировна  Старицкая. Отец этих девушек приходился двоюродным братом самому Ивану Грозному. Женщин в ту пору часто использовали как разменную монету или доверительную грамоту в политической игре сильных мира сего. Вот пообещал царь Иван принцу Магнусу в жены свою племянницу Евфимию, богатое приданное да еще пять бочек золота. И тот даже не глядя на невесту сразу согласился на брак.

Магнуса торжественно встретили, он дал клятву верности Московскому царю, но его невеста, княжна, скоропостижно скончалась. Русский царь в этой ситуации не растерялся и предложил жениху, которому было в этот момент полных 30 лет, взять в жены младшую его племянницу Марию. А девочке в это время не исполнилось и 11 лет. Поэтому свадьбу их решили сыграть только через три года. 

На этой странной свадьбе главный ее устроитель царь Иван Васильевич развлекался, как хотел. "Вместе с молодыми иноками он плясал под распев "Символ веры" св. Афанасия и, отбивая такты, своим знаменитым жезлом лупил гостей по головам" ( Валерий Ярхо). 

Повенчали их в Великом Новгороде. Для верности двумя обрядами - лютеранским и православным. Но счастья девочке это не принесло. Принц оказался ужасным гулякой, имел несколько побочных детей, мамам которых ни в чем не отказывал. С легкостью он расставался с деньгами, замками и прочим имуществом. Наконец, умер, не оставив законной жене и дочке практически ничего. В это время Мария Владимировна столкнулась с нищетой. Но и это было не главной ее бедой.

 Она теперь вдова, род князей Старицких велся от князя Ивана Калиты. Значит, она могла претендовать на трон. Не она, конечно, но ее будущий новый муж. Такой расклад наверняка не устраивал севшего на русский трон Федора Ивановича.

Марии Владимировне исполнилось 25 лет. Мужем она не была балована. А тут сразу столько поклонников объявилось! 

Первый ход в этой шахматной партии сделал польский король, который послал письмо вдове с соболезнованиями. В письме он советовал довериться его посланнику Станиславу Костке и ехать с ним в Ригу. Там будет вручено пособие от польской казны. Предложение это было сделано совсем не из-за сочувствия к бедной вдове. Полякам хотелось провести на русский престол "свою царицу".

-2

Очень скоро  в Ригу направляется и английский посол Джером Горсей. Обольстительный молодой человек очаровал нашу героиню, отодвинув других претендентов. Он умеет уговаривать - дипломат все-таки. А уговаривает он ее вернуться в Москву. Ведь дома и стены помогают. Он уверяет ее, что царь Федор Иванович будет несказанно рад ее приезду, создаст для нее поистине царские условия.

Королева, конечно, сомневается, она не глупа. Понимает, что могут ее и в монахини постричь, чтобы не выходила больше замуж. А она молода и сейчас свободна. Еще может встретить свою любовь. В Риге тоже можно жить совсем неплохо. У нее растет дочка, в конце концов! 

Вот о ней-то и подумай - убеждает Горсей. И я всегда буду рядом! Ах, любовь-любовь, как порой она подводит нас, женщин. Часто возлюбленные тасуют за своей спиной карты, улыбаясь нам в лицо. И добиваются своего. Мария Владимировна, наконец, дает согласие на тайный побег из Риги. Она стремится в тот город, из которого увезли ее совсем девочкой, выдав замуж за ливонского короля.

-3

Ей невдомек, что в этом городе грозный царь истребил всю ее семью. Или  она не знала об этом? Потому что истреблял он их постепенно с помощью яда. Куда она стремилась? Ведь в живых уже не было ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестер. А на троне восседал  сын этого царя, который устроил ей такую горькую судьбу ради своих царских амбиций. Зов Родины? Обещания нового царя? А может, уговоры Горсея? Мы теперь не узнаем о ее мотивах, она не оставила записей. Зато читаем дневниковую запись Горсея:

"Очень угодил этой услугой русским, но сильно раскаиваюсь в содеянном". 

Но что ему? Он-то в Англии раскаивается. А Мария - в России. Правда, вначале ее действительно приняли по-царски. Два года они с дочкой были счастливы, но потом по воле царских особ оказываются в монастыре. А ведь она это предчувствовала, она этого боялась. И уже никакой Горсей ей помочь не сможет.

-4

Во всех несчастьях  Марии и ее дочери многие подозревали жену царя Федора Ивановича - царицу Ирину. Она была сестрой Бориса Годунова. Властная женщина практически правила страной, подавив своей харизмой болезненного и слабовольного царя. И вот печальный итог - Мария Владимировна была пострижена в инокини под именем Марфы. В этом же монастыре приняла постриг и ее дочь. Монастырь был маленьким, в нем проживало не более трех десятков сестер. Здесь же она похоронит дочь, оплакивая свою горькую судьбу. Завещает, чтобы похоронили ее рядышком с дочкой.

Интересно, как бы сложилась ее жизнь, если бы не послушала английского посла? Тогда по-иному бы сложилась и история нашей страны - лучше или хуже, не берусь об этом судить... Подписывайтесь на мой канал, если вам интересны судьбы простых и знаменитых женщин, и оставляйте комментарии!