Найти тему
Татарский Мир

Какого мазхаба придерживались мусульмане Казанского ханства?

Казанские ученые
Казанские ученые

Как и во многих тюрко-татарских государствах, ислам был неотъемлемой частью жизни населения Казанского ханства. Ислам оказывал влияние на все сферы общества, начиная от повседневной жизни рядовых казанцев и заканчивая делами государственного масштаба. На вершине политического небосклона стоял хан, но и он должен был проявлять особый почет и уважение перед духовным главой — сейидом.

Высокий уровень религиозных знаний и устойчивые связи с мусульманским Востоком способствовали развитию культуры Казанского ханства. Его население в значительной степени было грамотным, то есть умело читать, писать, знало основы математики, астрономии, истории и других наук.

Казанский хан. Рисунок М.В.Горелика.
Казанский хан. Рисунок М.В.Горелика.

Материалы археологии и памятники эпиграфики свидетельствуют о том, что на основной территории Казанского ханства (Заказанье, Предволжье, Нижнее Предкамье, Западное и Центральное Закамье) проживали мусульмане, здесь не обнаружены языческие захоронения. Согласно известному хадису, религия состоит из трех элементов: иман (вероубеждение), ислам (религиозно-правовые нормы) и ихсан (совершенное поклонение).

Кул-Шариф
Кул-Шариф

По данным письменных источников, в Казанском ханстве был распространен суннитский ислам, для которого характерно матуридитское вероубеждение, ханафитский мазхаб и наличие тасаввуфа, то есть суфийской практики нравственного самосовершенствования и воплощения норм ислама в жизнь. К примеру, одно из доказательств этим утверждениям находим в «Зафер наме-и вилайет-и Казан», написанном в 1550 г. очевидцем обороны Казани Мухаммадом-Шарифи или Кул-Шарифом, который в своих суждениях опирается на книги знаменитого матуридитского и ханафитского ученого Хафиз ад-Дина Абу-л-Бараката ан-Насафи.

Мавзолей казанских ханов
Мавзолей казанских ханов

Летописи, посольские дела и записки иностранцев говорят об особой роли сейидов – потомков Пророка Мухаммада (ﷺ) – в общественно-политической жизни ханства. На вершине политического небосклона стоял хан, но и он должен был проявлять особый почет и уважение по отношению к верховному сейиду. Сейид в период отсутствия хана возглавлял правительство, участвовал в решении вопросов престолонаследия и государственного управления. Сохранились генеалогические данные, указывающие на родство сейидов Казани, Касимова, Астрахани, Крыма, Кубани и Дагестана.