Часть города Киева с давних времен носит название Зверинца. Это историческая местность на территории Печерского района. В давние времена здесь были густые леса, в которых любили охотиться киевские князья. Уж очень много водилось там разного зверья. Отсюда и пошло название.
В 988 году, в пещерах, расположенных в этой местности, был основан монастырь Святого Михаила. Автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах - историк, архивист и палеограф Иван Михайлович Каманин, отмечал, что "Все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».
Однако, просуществовал он недолго, после чего, во время нападений половцев, или монголо-татар, был засыпан землей и забыт на 800 лет.
История открытия Зверинецких пещер такова: Дом одной из жительниц Киева, Феодосии Васильевны Матвиенко (по некоторым источникам - Матвеенковой) находился недалеко от горы, где и был засыпанный вход в пещеры.
В один из весенних дней 1882 года,после прошедшего сильного ливня, она услышала шум,похожий на тот, что издает падающая масса земли. Выйдя на улицу, она увидела увидела радугу, один конец которой,казалось, исходил из появившегося провала. Феодосия Васильевна, естественно , поспешила рассказать соседям об увиденном.
В этот же день, но чуть позже, сосед Матвиенко вдвоем с товарищем, взяв свечи, исследовали открывшееся подземелье. Ими была обнаружена длинная пещера со множеством человеческих останков и кельи монахов. По сохранившимся элементам одежды и предметам, было понятно, что все останки принадлежат инокам.
С момента открытия пещер в 1882-м году и до начала работ по их исследованию в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени уникальные пещеры находились без охраны, подвергаясь посещениям как праздных зевак, так и любителей взять то, что плохо лежит. Только в 1913 году вход закрыли и поставили охрану. После чего, в уникальное место стали приезжать представители церкви.
В пещерах есть три галереи-улицы: Погребальная, Алтарная и Безымянная. Общая длина около 150 метров, но есть еще и неисследованные участки, их протяженность может быть порядка тысячи метров.
В 1911 году вход в подземелье, который обнаружила обнаруженный Матвиенко, завалило оползнем. Но зато открылись еще два новых входа.
Вскоре пошли слухи о золоте, которое якобы спрятал там в 1918 году гетман Скоропадский, когда убегал из Киева.
За прошедшее столетие находилось много желающих отыскать клад.
Помимо культовых монастырских пещер, там же, на Зверинце, есть еще целый ряд исторических подземелий. Периодически случаются обвалы, которые открывают новые коридоры. Там и находят последний приют многие из тех, кто решил в одиночку погулять по подземным улицам.
Само собой, такое место просто не может обойтись без призраков и привидений.
На одном из форумов города Киева есть ветка, посвященная Зверинецким лабиринтам, где многие форумчане делятся своими историями. В основном, все события происходили до 1969 года, так как именно тогда постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Пещеры перешли в ведение Музея истории Киева. После чего уже было гораздо труднее "несанкционированно" попасть на их территорию.
Самая распространенная легенда- о привидении в виде старухи, которое указывает неверный путь заблудившимся в лабиринтах. Говорят, это и есть та самая Феодосия Матвиенко, "открывшая" пещеры. Дело в том, что (как гласит предание) она закончила свой земной путь именно в этих пещерах. История такова: у Феодосии вдруг завелись деньги. Сразу же видно, когда живущий более чем скромно человек, вдруг начинает менять образ жизни. Какая возникла мысль у соседей? Феодосия нашла клад . Тем более, она была замечена, неоднократно, гуляющей у входа в пещеры. И в один из дней, к старушке явились не самые лучшие люди,и потребовали отдать богатство, или провести их в пещеру, к тайнику. После долгих уговоров, а, скорее всего, и угроз, Феодосия согласилась это сделать, но при одном условии: каждому нужно положить у входа венок из ромашек, что бы души умерших выпустили их всех обратно, и не "затанцевали" до смерти.
Как вы понимаете, брутальные мушшыны только посмеялись над бабулиным бредом (ага, щаз, вот побежали. роняя тапки, венки плести). Сами не стали, и старухе не разрешили.
Когда группа в полосатых купальниках зашла в пещеры, и прошла несколько десятков метров до относительно широкого места, то все услышал приближающиеся звуки музыки. Разом погасли почти все свечи. При тусклом свете оставшихся свечей все с ужасом увидели. что Феодосия упала замертво. Грабители бросились бежать, но по ошибке ринулись в другой коридор.
Лишь через несколько часов им удалось выбраться наверх. Про случившееся они договорились не распространяться, но, видимо, не все "закрыли рот на замок". Поползли слухи. Соседи пытались отыскать Феодосию Васильевну, но тщетно.
Время от времени посетителям виделись призраки, вероятно, духи погибших в пещерах, перед глазами возникали различные оптические иллюзии.
По сути, зверинецкие пещеры, это монашеское кладбище. Когда пещеры перешли под крыло музея, то там стали проводиться, вернее продолжаться, восстановительные работы. За годы своды многих пещер осыпались. При разборах завалов обнаруживались человеческие останки, а именно- кости. До проведения экспертиз, все останки складывали на брезент перед входом. Один из, как сейчас скажут, волонтеров, нашел останки, сохранившиеся лучше других. В груде земли трудно понять, какие кости относятся к какому скелету. Всем было известно, что здесь лишь старые могилы монахов, и, естественно, считалось, что все находки "из одной оперы".
Положив череп на брезент, мужчина с удивлением увидел, как он немного откатился от нескольких, найденных ранее. Он снова положил его на прежнее место. Череп снова откатился сантиметров на сорок. При проведении экспертизы выяснилось, что эти останки принадлежат мужчине, умершему не более ста лет назад. Скорее всего- выдал черный юмор эксперт- товарищ оказался в пещерах не с благочестивыми намерениями. Вот и не принимали его в свою компанию монахи.