С древнейших времён фальшивомонетничество относилось к числу особо караемых преступлений. При этом к фальшивомонетчикам можно отнести не только криминальных ремесленников с золотыми руками, но и многих государственных деятелей.
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Собственно полноценные монеты появились в VII веке до н. э. в малоазийском царстве Лидия, причём чеканились они из сплава, на шесть десятых состоявшего из серебра и на четыре десятых - из золота.
Тиран Поликрат правил островом Самос в 538-522 годах до н. э., уже после того, как Лидийское царство было завоёвано персами.
Сограждане его не любили, но он держал сильное наёмное войско и располагал флотом из примерно 200 судов, промышлявших пиратством. Персы попросили у него 40 кораблей для завоевания Египта, и Поликрат их прислал, укомплектовав экипажи недовольными его правлением гражданами.
Эта эскадра не стала помогать персам, а попыталась свергнуть самого Поликрата. Тиран одержал победу, после чего мятежники обратились за помощью к спартанцам и коринфянам, которые были недовольны пиратскими выходками тирана.
Союзники в 525 году до н. э. предприняли поход на Самос, но не смогли взять главный город и удалились после сорокадневной осады. Пройдоха Поликрат выплатил спартанцам и коринфянам отступные. Мятежные самосцы оказались брошены на произвол судьбы и обращены в рабство.
Впрочем, скоро выяснилось, что выплаченная тираном контрибуция состояла из свинцовых монет, покрытых слоем позолоты.
Персидский наместник Оройт попросил у Поликрата убежище в обмен на половину своего состояния. На самом деле это предложение было ловушкой: во время переговоров в Магнесии тирана пленили и казнили таким способом, который историк Геродот даже не захотел описывать, - то ли распяли, то ли посадили на кол.
А греки с тех пор стали проверять монеты, делая на ребре надрезы.
ПРОСЧЁТ НАПОЛЕОНА
Во Франции практика выпуска феодалами фальшивых монет достигла пика во время Столетней войны. С особым размахом действовала на этом поприще Жанна II, графиня Овернская и Булонская.
В подвале родового замка под Тулузой она организовала мастерскую, где двумя слугами чеканились фальшивые монеты. Графиня лично контролировала процесс, постоянно держа при себе ключ от подвала и обыскивая работников.
Мастерскую накрыли в 1422 году, сразу после кончины покровителя Жанны, Карла VI. Работников арестовали и отправили в тюрьму, но графиню не тронули.
В 1756 году войска Фридриха II оккупировали Саксонию с её столицей Лейпцигом, что стало толчком к Семилетней войне. Лейпцигский монетный двор прусский король передал в управление своему подданному Эфраиму Фейтелю, который, однако, начал чеканить не прусские, а саксонские и польские монеты, да ещё с содержанием серебра значительно меньше, чем в подлинных.
Естественно, появление этих фальшивок подрывало доверие к валюте, на которой красовался профиль врага Пруссии курфюрста Саксонии и короля Польши Августа III. Прусский король о художествах своего подданного знал и, вероятно, их санкционировал.
Другой великий монарх-полководец Наполеон Бонапарт взял на вооружение многие приёмы "старого Фрица", в том числе и метод подрыва экономики вражеской державы через введение в оборот фальшивых денег.
Накануне похода на Россию начальник отделения министерства полиции Шарль Демаре с помощью гравера Лаля и типографа Фена организовал выпуск фальшивых российских ассигнаций номиналом 25, 50 и 100 рублей. По качеству бумаги и печати "наполеоновки" даже превосходили русские подлинники, а распространять их предполагалось через выплату жалованья участвовавшим в кампании войскам и при расчёте с крестьянами.
Блестяще справившись с технической частью, французы не учли российских экономических реалий. За ассигнацию в 25 рублей никто не давал в серебре больше червонца. В общем, большинство заготовленных фальшивок остались невостребованными.
ТОКСИЧНЫЕ КЕРЕНКИ
Согласно распространённой легенде, один из основателей уральской горнозаводской промышленности Акинфий Демидов (1678-1745) наладил чеканку фальшивых серебряных и золотых монет на принадлежавшем ему Невьянском железоплавильном заводе.
До нашего времени сохранилась расположенная на берегу реки Нейвы наклонная башня, в подвалах которой якобы и организовали криминальное производство. Трудились здесь скованные цепями каторжники, а когда приезжал очередной проверяющий, администрация открывала шлюз и башня затоплялась.
Эпоха Гражданской войны в России стала настоящим пиром для фальшивомонетчиков. Собственные ассигнации выпускали красные, белые и зелёные. Население брать такие деньги не хотело. Более-менее востребованными были купюры, выпущенные ещё до большевистского переворота, - царские рубли или примитивные по исполнению деньги Временного правительства.
Летом 1919 года генерал Родзянко запросил у командующего Северо-Западной армией Юденича разрешения печатать "керенки", поскольку попытка учредить собственные "разменные деньги" закончилась полным крахом.
Юденич в разрешении отказал, но контролировавший Псков атаман Станислав Булак-Балахович счёл идею перспективной. Арестовав гравера Тешнера, атаман заставил его изготовить клише "керенок" и наладил печатание в подвалах местного отделения госбанка.
Но земля псковская быстро наполнилась правдивыми слухами, и от "керенок" все шарахались как от проказы.
7 сентября 1919 года газета "Известия ВЦИК" сообщила: "В захваченном нашими войсками Пскове в белогвардейском штабе найдено больше пуда почти готовых 40-рублёвых керенок. Лицевая их сторона подделана довольно хорошо, оборотную белые не успели закончить печатанием".
АТАКА НА ФУНТЫ
Адольф Гитлер также решил использовать фальшивые деньги для подрыва экономики Великобритании. Первый этап операции возглавил Альфред Науйокс. Сформированная им группа за полтора года составила рецепт изготовления специальной бумаги, создала гравировальные пластины и разгадала систему нумерации банкнот.
В 1942 году подхвативший эстафету Бернхард Крюгер подобрал среди узников концлагеря Заксенхаузен специалистов, которые организовали печатание фальшивых фунтов стерлингов.
Первую партию банкнот агент гитлеровских спецслужб разменял в швейцарском банке, предварительно попросив тщательно проверить их на подлинность. Просьба мотивировалась тем, что деньги он получил от ненадёжного партнёра. Сотрудники банка заверили, что купюры подлинные.
Первоначально Гитлер рассчитывал разбрасывать фальшивые деньги над Великобританией с самолётов, но высокое качество подделки стимулировало использовать их с большей рациональностью - для покупки оружия, расчётов с агентами и других секретных операций. По разным оценкам, фальшивок было выпущено на сумму до 300 миллионов фунтов.
В частности, этими банкнотами расплатились с албанцем Эльясом Базной, который, будучи камердинером британского посла в Турции, передал нацистской разведке копии секретных документов о Тегеранской конференции. После Второй мировой войны Базна подал иск на правительство ФРГ, требуя расплатиться настоящими фунтами, но судебный процесс был им проигран.
Американские доллары подделывали часто, но выпустить фальшивки в значительном количестве долго не удавалось. Наибольших успехов в 1970-х годах добились Реаль Дюпон и трое его братьев.
Свою продукцию Дюпоны отдавали скупщикам всего за 15-20% от номинальной стоимости. "Оптовики" перепродавали купюры скупщикам помельче за половину от номинала. Таким образом из Канады, где располагалась типографская мастерская, в США ушло фальшивых долларов на 112 миллионов.
Рекорд Дюпона не был никем побит, но за своё достижение он расплатился пожизненным тюремным заключением.
ЛАБОРАТОРИЯ БАРАНОВА
В Советском Союзе, исходя из качества поддельных купюр, фальшивомонетчиком №1 считали Виктора Баранова.
Уроженец Москвы, в детстве он увлёкся коллекционированием дореволюционных ассигнаций. В 16-летнем возрасте переехал на Ставрополье. Сменил несколько профессий, например был журналистом. Потом работал шофёром в крайкоме, обслуживая в том числе и тогдашнего хозяина Ставрополья Михаила Горбачёва.
Баранов был автором нескольких изобретений, не нашедших, однако, практического применения. И тогда, по его собственным словам, "для самоутверждения", решил заняться производством фальшивых денег.
Нужные книги по цинкографии и полиграфии Баранов нашёл в Москве, в Ленинской библиотеке, где внимательно их проштудировал, а некоторые даже сумел похитить. На Ставрополье, в расположенном рядом с домом сарае, он оборудовал "научно-исследовательскую лабораторию".
С августа 1976 года Баранов нигде не работал, но при этом купил автомобиль "Нива", делал дорогие подарки жене и родственникам. Секрет финансового благополучия раскрылся 12 апреля 1977 года, когда он был задержан на колхозном рынке города Черкесска с 77 фальшивыми 25-рублёвыми купюрами.
Всего Баранов изготовил фальшивок на сумму 33454 рубля, не имея при этом никаких сообщников и пользуясь техникой собственного производства.
Суд приговорил фальшивомонетчика к 12-ти годам колонии строгого режима. Выйдя на свободу в 1990 году, в разгар перестройки, Баранов основал фирму по производству духов, но быстро разорился.