В русле развязанной против России информационной войны вновь реанимируют мифы о том, что Гитлер рассчитывал освободить СССР от большевиков, а уничтожать славян, в том числе населяющих страну Советов, не собирался.
Действительно, и в ноте германского МИДа, и в обращении Гитлера к народу от 22 июня 1941 года, речь шла о превентивном ударе по СССР с целью пресечения заговора евреев и большевиков и «коммунистических доктрин международного еврейства».
Что касается генерального плана «Ост», то ряд историков, отрицают его существование. Так, версия М.С. Солонина, изложенная в его книгах (например, «Фальшивки о Второй мировой». М. Яуза-пресс. 2014), базируется на двух утверждениях:
А. План «Ост» не существовал. Имелись лишь наброски и нереализованные проекты мелких нацистов. В отличие, разумеется, от выдуманного Солониным плана «Вест» (имеется в виду план порабощения Европы И.В. Сталиным).
В. План «Ост» не реализовывался. М.С. Солонин пытается доказать, что фашисты уничтожали только евреев и большевиков, что истребления русского народа (в отличие от еврейского) не было. А что же тогда было? Он пишет, что фашисты предполагали загнать русских в положение «белых негров». И в целях усмирения убивали только сопротивляющихся: «Не всех подряд (поголовно уничтожали исключительно и только евреев), а всех сопротивляющихся» (с. 301).
Тема, которую нам придется затронуть – непростая. Холокост – величайшая трагедия, катастрофа. Большинство моих соотечественников разделяют эту боль с еврейским народом. Но спекулировать на этой теме недопустимо…
Теперь по существу.
А. Да, окончательного варианта единого плана «Ост» не обнаружено. Но «Ост» – это не проект, составленный второразрядным чиновником, который не предусматривал ничего преступного, и который вообще не предполагалось реализовывать, как пытался убедить судей американского трибунала (задолго до Солонина) один из авторов этого плана К. Мейер-Хетлинг.
Генеральный план «Ост» разрабатывался в ведомствах Гиммлера и Розенберга (в главном управлении имперской безопасности и в так называемом восточном министерстве). Сохранились не только упомянутые Солониным «Замечания и предложения» по этому плану, составленные в апреле 1942 года Э. Ветцелем (заведующим расово-политическим отделом министерства). Историкам известно о шести документах (вариантах), и лишь два из них утеряны. Пять из шести вариантов плана разрабатывались под руководством К. Мейер-Хетлинга, переквалифицировавшегося из ученого-генетика в оберфюрера СС. Вариант плана от 28 мая 1942 года был представлен Гиммлеру. Этот документ еще в 1961 году обнародовал польский историк Ч. Мадайчик. А в опубликованном им сборнике помещено более ста документов, имеющих отношение в плану «Ост» (протоколы, сопроводительные записки, отзывы и др.).
План «Ост», безусловно, существовал, разрабатывался на основе нацистской расовой доктрины. А главное - планомерно реализовывался. Тяжелая участь была уготована «неполноценным» народам – чехам, полякам, русским… После зачистки территории Польши и ряда областей СССР от коренных жителей (путем их уничтожения, принудительного выселения и частичного онемечивания) Генеральный план «Ост» предусматривал заселение завоеванных земель немецкими колонистами в течение 25-30 лет.
Записка Ветцеля, собственно, и начинается с констатации, что главное управление имперской безопасности работает над планом и штандартенфюрер Элих уже назвал Ветцелю «предусмотренную в плане цифру в 31 млн. человек ненемецкого происхождения, подлежащих переселению».
Практически ту же цифру приводил Гиммлер. Но он говорил уже не о переселении. Цитирую историка В.И. Дашичева: «Накануне нападения на Советский Союз Гиммлер заявил на совещании высших руководителей СС в Везельсбурге, что одной из задач похода на Восток является уничтожение 30 млн. славян (IMT, vol. IV, р. 183)»[1]. Здесь следует уточнить, что об этом заявлении Гиммлера известно из показаний, данных Нюрнбергскому трибуналу генералом СС Бах-Зелевски. В своих документах нацисты, как уже отмечалось, не писали об уничтожении людей прямо, предпочитая другие выражения – окончательно урегулировать, пацифицировать и др. В плане К. Мейер-Хетлинга тоже нет конкретных цифр о количестве насильственно переселяемых людей, из районов, подлежащих германизации. Но эти цифры выводятся без особого труда. Это разница между фактически проживавшим в переселяемых районах количеством людей и запланированным Мейером числом (с учетом переселенцев из Германии и годного к онемечиванию местного населения).
Такие расчеты сделали сегодня сами немцы. Именно они выложили в конце 2009 года план «Ост» в интернете – с извинениями.
Приведу лишь небольшой отрывок из постановления Совета факультета Берлинского университета им. Гумбольдта от 28 мая 2002 г. (на котором преподавал Мейер-Хетлинг): « Генеральный план «Ост», основываясь на национально-социалистической расовой теории, оценивал значительную часть населения Польши неполноценной и непригодной для германизации. Такой же оценке подлежали 50 % чехов, словаков и французов. Планом было предусмотрено отправить на принудительные работы или переселить на неплодородные земли от 25 до 50 миллионов людей, что гарантировало им голодную смерть. Для Ленинграда было предложено в течение 25 лет выселить 3,2 миллиона жителей и поселить там 200 000 немцев…".
Сегодня правду о Плане «Ост» можно узнать из многочисленных исследований немецких ученых. Среди них – Г. Али, С. Хайм, И. Хайнеман, В. Оберкроме, С. Шлейермахер и др. Есть и коллективное исследование «Наука, планирование, изгнание: «Генеральный план «Ост» национал-социалистов», в котором приведены те же цифры. В частности, «согласно планам РСХА от ноября 1941 г., должны были быть депортированы на Восток или умерщвлены 31 млн. человек «инородного населения».
В. А теперь обратимся к следующему доводу М. С. Солонина. Он утверждает, что фашисты уничтожали только евреев и коммунистов… Ну и тех, кто сопротивлялся.
Не отрицая, что, прежде всего, фашисты целенаправленно уничтожали еврейское население, мы вправе поставить ряд вопросов. А как же массированные бомбардировки советских городов и поселков? Авиабомбы ведь падали не только на стратегические объекты, но и на жилые дома. Да и высказывания Гитлера о том, что он намерен стереть с лица земли обе столицы, трудно представить очередным мифом, поскольку об этом намерении свидетельствуют конкретные действия фашистов.
А как же поголовное истребление жителей десятков деревень и использование женщин и детей в качестве прикрытия (живого щита)?
А как же тысячи детей, в том числе грудные младенцы, погибшие в концлагерях? Известны и зафиксированы в документах сотни примеров, когда детишек (не разбирая их национальности) давили танками, закапывали живьем в ямах, травили газом, использовали в качестве доноров и даже мишеней для пристрелки оружия[2].
Они что, все еврейские младенцы? Они что, оказывали сопротивление фашистам в перерывах между кормлением грудью? Или это тоже мифы?
Фашисты расстреливали, вешали и убивали мирных советских людей за каждый пустяк, по любому поводу. А нередко – без всякого повода и не разбирая национальности. Рекомендую почитать типичные для того времени приказы, которые фашисты издавали и на фронте, и в тылу[3].
Не буду приводить леденящие кровь детали многочисленных злодейских убийств женщин, стариков и детей. Назову лишь несколько фамилий (поскольку М. Солонин акцентирует внимание на национальности погибших): В деревне Белый Раст немцы, используя двенадцатилетнего Володю Ткачева в качестве мишени, изрешетили его автоматными очередями. В районном центре Волово Курской области немецкий офицер ударил головой о стену и убил двухлетнего сына Бойковой за то, что ребенок плакал. В Злобинском сельсовете Орловской области по той же причине фашисты убили двухлетнего ребенка колхозников Кратовых…
Солонин может, конечно, возразить, что все эти случаи – эксцесс исполнителей, а не целенаправленное и спланированное уничтожение советских людей. Придерживаясь своей версии, он признает только геноцид евреев. И в подтверждение приводит пример о том, как в процессе редактирования текста Чрезвычайной государственной комиссии слова «еврейское население» заменили на «советских граждан». Не знаю, может так и было. Но назвать это искажением правды нельзя. Поскольку уничтоженные нацистами люди – и евреи, и русские – действительно были советскими людьми. И уж точно редакторскую правку (если она была) сделали не для того, чтобы прикрыть таким образом массовые репрессии довоенного времени (об этом – в моем очерке «Почему мы проигрываем войну фальсификаторам войны?»).
Нацисты не выясняли, какой были национальности 530 больных из больницы им. Литвинова, убитых в ноябре 1941 года в селе Бурашево Калининской области, 660 больных Ставропольской психиатрической больницы, зверски задушенных в газовых камерах в августе 1942 года или 70 калек из Дорогобужского дома инвалидов, которых в том же месяце отвезли к противотанковому рву за городом и расстреляли вместе с директором этого дома М.И. Сычевым.
Надо сказать и о трагедии Саласпилса, которую латвийские власти упорно пытаются стереть из нашей памяти. Показаниями 33 бывших заключенных этого концлагеря установлено, что детей обрекали на гибель, отбирая у них кровь для раненых фашистов и устраивая массовый мор в холодном бараке. Их не разделяли по национальности. Но поскольку Солонин признает только Холокост, замечу, что большинство детей-доноров были жителями белорусских сел, поскольку расовая доктрина нацистов вряд ли допускала вливание еврейской крови в истинных арийцев.
Точное количество уничтоженных в Саласпилсе детей назвать затруднительно. По показаниям свидетеля Лаугалаитиса К.А. (узника Саласпилса) от 2 ноября 1944 года, рассказавшего об уничтожении грудных младенцев и детей до 5 лет, «только за один год таким образом погибло более 3-х тысяч детей»[4]. Всего же, согласно акту советской судебно-медицинской комиссии, производившей вскрытие мест захоронения в декабре 1944 года, «за три года существования лагеря Саласпилс там погибли не менее 7000 детей». Известно также, что после освобождения Латвии от фашистов была произведена раскопка лишь части могил. В том числе и по этим причинам число потерь до сих пор не подсчитано с точностью до одного человека. Есть, впрочем, и точные цифры – «при раскопке только одной пятой территории захоронений в 54 могилах были обнаружены 632 детских трупа в возрасте от 5 до 9 лет».
Солонин не отрицает, что коллективные расправы над мирным населением на основании преступного приказа вермахта от 13 мая 1941 года могли иметь место. Но делает это с оговорками. Типа таких, что этот приказ в ряде соединений вермахта вообще не применялся. А в первые месяцы войны, по версии Солонина, «уничтожение еврейского населения было практически единственной составляющей массового террора гитлеровцев и их пособников на оккупированных территориях» (с. 301). При этом всех профессиональных историков, которые «считают, что евреев истребляли «наряду с другими народами», Солонин называет "невеждами и самозванцами" (с. 297).
Обзывать его теми же словами не будем. А вот пожелание – повнимательнее почитать судебные материалы – высказать стоит. И не только Нюрнбергского трибунала. Но и многочисленные факты массовых убийств, в том числе детей и стариков, зафиксированные в материалах судебных процессов военных трибуналов и военно-полевых судов над нацистскими преступниками и их пособниками. Они состоялись еще в годы войны. И продолжались вплоть до распада Советского Союза.
Нюрнбергскому трибуналу советское обвинение представило лишь небольшую часть этих материалов.
[1] Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М. Наука. 1973. Т. 2 С. 21.
[2] Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. М. 1991. Т. 5.
[3] Преступные цели – преступные средства. М. Экономика. 1985.
[4] ГА РФ ф. 7921, оп. 93, д. 52, л. 2-19.