Найти в Дзене

Ещё один день в аду. Из воспоминаний Йоахима Шолля. 1943 год.

Йоахим Шолль
Йоахим Шолль

Много лет назад Я писал курсовой проект в университете по предмету Социальная история.

Предмет касался жизни общества в тот или иной исторический момент - быт, жизнь, эмоции, чувства конкретных людей и групп.

Своей темой Я выбрал "Человек на войне". На 150 страницах Я разбирал жизнь на войне солдат СССР и Германии.

Быт в окопах, отношения с командованием, питание, лазареты, мнения не подверженные цензуре, отношение к врагу, любовь и секс и многое другое...

Именно воспоминания ветеранов, а не кинохроника передают нам те истинные картины тех событий в разрезе конкретного человека...

Йоахим Шолль (Scholl) (1914-2001)

Тигр №232
Тигр №232

Таких как он было тысячи. Кто-то делал свое дело хуже него, немногие – лучше. Но их всех объединяло одно – желание и сознание необходимости служения своей стране и своему фюреру. Это статья, большую часть которой представляют дневники, об одном простом немецком парне, имя которого Йоахим Шолль.

Йоахим Шолль командовал танком Panzer VI Tiger под номером "232" в составе 2-ой роты 102-го танкового батальона SS "Das Reich". хотя он не так знаменит, как некоторые другие танковые командиры, но до момента захвата его в плен у Кана, он успел уничтожить не менее 76 танков противника. После пленения он был отправлен в печально известный лагерь нацистских военнопленных "Комри" в Шотландии.

Joachim начал свою карьеру в башне Panzer III, затем пересел на Panzer IV и, наконец, на Panzer VI «Тигр». Лучшим и самым достоверным рассказом о его боевых буднях будет цитирование его дневника, который он вёл на протяжении войны. Что я и сделаю...

Отрывок первой части дневника

(относится к периоду его службы на Восточном фронте. Именно с этого времени он решил вести свой дневник)

Курск (операция "Цитадель")

10 июля 1943 г.
Это мой первый бой на Тигре. Я потратил всю ночь, читая и перечитывая инструкцию по эксплуатации этой боевой машины. Вспоминая о прошедшем периоде обучения, прокручивал различные ситуации в голове. Я очень нервничаю. Такого сосредоточения сил с обеих сторон я не припомню с начала операции Барбаросса. В любом случае, не стоит себя изводить, это свершится, и мне нужно сделать максимум из возможного в этой битве.

10 июля 1943 г.
Ничего особенного в моём первом бою на Тигре не произошло. Он прошёл обыденно. Нас обстреливали в течение нескольких минут, но огонь вёлся как-то неорганизованно. Несколько снарядов ударило в броню моего Тигра. Мне это не понравилось... Мы продвинулись вперёд примерно на 7-8 км. Продвижение сильно замедлялось из-за минных полей и досаждающих самолётов противника. Уша записал на свой счёт 2 победы, но я, всё же, выиграю свои 100 марок, которые мы, я, Герт и Уша, поставили на то, кто будет иметь наибольший боевой счёт к концу войны. Завтра будет новый день.

11-12 июля 1943 г.
Да, я одержал свою первую победу. Ладно, это был всего лишь тягач, буксировавший артиллерийское орудие, но это, всё равно, - уничтоженная цель. Мой наводчик, Карл, выпустил по нему около 30-ти снарядов. Один Бог знает, где его учили целиться..! Уша записал на свой счёт ещё три победы. Боров, он уже далеко меня опередил. Думаю, ему попался гораздо лучший наводчик. Я слышал, что мы потеряли сегодня 4 Тигра на минных полях. Это сделало меня очень осторожным при продвижении вперёд. Я собираюсь немного сдать назад и подождать, пока Ульрих внимательно исследует маршрут продвижения.


15 июля 1943 г.
Что за день! Я думаю, мы подбили 5 танков сегодня. Я не уверен точно, так как там было столько пыли и столько танков кругом! Было трудно даже просто обнаружить цель. В один из моментов боя я почти приказал открыть огонь по нашему StuG. Мне показалось, что это русский. Я знаю точно, что я уничтожил русскую САУ, так как она была всего в 50 метрах передо мной. Куски САУ долетели даже до моего Тигра и застучали по броне. Это какое-то сумасшествие, во время обучения нам говорили, что мы должны уничтожать цели на больших дистанциях. Мне и в голову не приходило, что они имели в виду ТАКИЕ дистанции. Я думаю, что мы также уничтожили несколько противотанковых орудий противника, так как все мы, и я, и Герт, и Карл, обстреливали их позиции фугасными снарядами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

16 июля 1943 г.

Ещё один день в аду. Коммунисты устроили ад на поле боя. Мы уничтожили группу пехоты противника, пытавшейся обойти наших гренадеров с фланга. Даже внутри Тигра мы слышали, как наши гренадеры радостно кричали всякий раз, когда очередной наш снаряд ложился прямо в середину русских. При такой поддержке мы чувствовали себя прекрасно. Хотя, должен сказать, что наблюдать за летающими повсюду частями тела мне удовольствия не доставляло. Нашего заряжающего, Берти, дважды вырвало прямо в пустые ячейки хранилища снарядов. Сам будет убирать... Наступила ещё одна ночь, пытаюсь уснуть. Не думаю, что у меня получится. Я уже не могу нормально поспать в течение трёх дней.

19 июля 1943 г.
Это сражение складывается не слишком удачно для нас. Прошли слухи, что русские войск здесь гораздо больше, чем ожидалось. Я слышал, что армейские танковые батальоны Тигров, ведущие боевые действия далеко впереди, уже несут большие потери. Это настораживает и пугает... Нашу позицию практически захлестнули русские войска. Мы запросили артиллерийскую и авиационную поддержку, так как наши запасы фугасных снарядов на исходе. Перекрёстным огнём нам удалось загнать около 2000 русских в овраг. Мы уже трижды перезаряжали ленты наших пулемётов, и трижды пополняли боезапас фугасных снарядов. Я никогда прежде не видел столько крови. Меня мутило, Берт склонился и орал мне в ухо, пока до него не дошло, что послужило причиной моего состояния. Я никогда не забуду этот день.

20 июля 1943 г.
Сегодня мы получили удар противотанкового снаряда в бортовую броню. Он разорвал защитный козырёк над траком. Мы подумали, что это конец, и что наш трак разорван. Но наш водитель, Роберт, сказал, что Тигр всё ещё на ходу и хорошо управляется. Тем временем Уша послал один за другим два снаряда по позиции противотанковых орудий, и уничтожил оба. Мы всё ещё не вошли в Прохоровку. Коммунисты имеют там очень сильную оборону. Я не думаю, что мы будем захватывать этот населённый пункт. Мы уничтожаем штурмовые орудия (?) противника в больших количествах. Уша сказал, что они не будут засчитываться в нашем пари. Это меня расстроило и вызвало раздражение, так как в этом случае я отстаю от него уже на 10 побед.

Экипаж осматривает попадание в бортовую броню.
Экипаж осматривает попадание в бортовую броню.