Этика управления в основном связана с моральными аспектами акта принятия решений и общей практики управления. Сфера деятельности менеджеров включает в себя широкий круг проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Некоторые из этих проблем уникальны, потому что они появляются впервые, в то время как другие повторяются.
Менеджеры должны принимать решения в этих условиях и применять на практике теорию, которую они изучали в то время. Многие теоретики считают необходимым проводить мониторинг бизнеса на соответствие этическим стандартам, в то время как другие считают, что сфера бизнеса является полем битвы, где он побеждает лучше всех подготовленных, сильнейших и самых безжалостных. Некоторые из этих специалистов идут с расследованием на вершину пирамиды принятия решений, то есть на вершину руководства многонациональных компаний, где, по их словам, для создания преимуществ менеджерам больше не нужно обходить законы, потому что у них так много рычагов, что они могут повлиять на них. Примеры протекционистских практик, применяемых различными государствами и правительствами в интересах определенных компаний или групп интересов, не являются редкостью. Есть даже обоснованное выражение, что «закон - это барьер» Есть два варианта, которые стоят перед ними, а именно: мы заботимся не об исключениях, а о существующей управленческой практике, при которой у менеджера есть некоторые инструменты, возможные решения и мы должны принимать определенные решения в соответствии с интересами компании, компании в целом и сотрудников, уважая законность и мораль. Есть два варианта, которые стоят перед ними, а именно:
повторяющиеся решения, которые были приняты в аналогичных ситуациях;
решения с высокой степенью новизны, что требует анализа и в некоторых случаях консультации с другими утвержденными лицами
В обоих случаях существует определенный риск принятия неэтичных решений, ниже в первом случае и выше во втором. В первой ситуации существует риск того, что принятые решения могут быть не правильными с этической точки зрения или что определенные моральные или правовые нормы были изменены тем временем. Во втором случае риск несоблюдения правил выше. Чтобы быть уверенным, что менеджер не ошибается, он может проконсультироваться с командой, но это может занять много времени, поэтому он должен действовать быстро. Эти так называемые «дилеммные» ситуации могут быть разрешены только при использовании обучения, таланта и мастерства менеджера.
В зависимости от важности последствий управленческих действий мы можем классифицировать этические действия на три категории:
Этика, основанная на ответственности, усиливает восприятие долга и личной ответственности. Менеджер как центральный персонаж рассматривается с разных сторон в тесной связи с социальной средой, из которой он происходит, с его обязанностью по отношению к компании и сотрудникам и т. д. В таких случаях И.Кант считал, что для того, чтобы иметь моральное отношение, необходимо навязывать действия единодушно обоснованного, универсального характера.
Этика, основанная на цели действия, квалифицирует решения как хорошие или плохие в зависимости от их результата. Теории, основанные на цели действий, отличаются тем, что получение правильных последствий и избегание производства неправильных является в конечном счете единственным моральным соображением.
Этика, основанная на правах, опирается на систему, которая выступает за универсализацию неотъемлемых прав человека, которыми являются «свобода» и «собственность».
С управленческой точки зрения каждая из трех систем имеет различную причинно-следственную связь. Независимо от того, к каким системам обращаются и каким образом некоторые решения были приняты в какой-то момент, руководство должно стать вовлеченным в их цель, то есть в их эффективное выполнение. В повседневной практике менеджеры должны принимать решения, связанные с производством, исследованиями, маркетингом, финансами и человеческими ресурсами. Из всех этих проблем наиболее распространенными являются человеческие ресурсы. Таким образом, появляется все больше и больше явлений, основанных на дискриминационной практике. Дискриминация - это незаконная практика, при которой к отдельным лицам или группам относятся менее благоприятно по сравнению с другими. Наиболее распространенные дискриминационные явления связаны с:
- сексуальная дискриминация;
- возрастная дискриминация;
- дискриминация в отношении инвалидов;
- этническая дискриминация;
- дискриминация религиозного характера.
Управленческая этика должна находить фундаментальные элементы поведения и определять необходимые установки в четырех приоритетных категориях:
Общество. В отношении общества управленческая этика призвана определять ее поведение и отношение к государству, правительству, местным органам власти и т. д.
Заинтересованные группы. Это группы акционеров, поставщиков, потребителей, экологических организаций и т. д.
Внутренние проблемы Они принимают во внимание отношения между компанией и сотрудниками, включая менеджеров.
Личные проблемы Это те, которые появляются внутри компании между людьми.
Однако на практике менеджеру приходится сталкиваться с рядом более или менее этических проявлений, которые возникли в тесной связи с работниками, акционерами, поставщиками, клиентами, властями, профсоюзами и т. д. По этой причине он сталкивается с некоторыми трудными проблемами, которые необходимо решить, некоторые даже противоречат личным моральным ценностям. Таким образом, менеджер накапливает определенные внутренние стрессы, которые могут привести к появлению «стресса».
Когда деловые интересы вступают в конфликт с моральным духом, бизнес должен уступать; это, пожалуй, самый важный принцип деловой этики.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии.