Найти в Дзене
ART-кафе

Лев Самойлович Бакст - столп русского модерна, крупнейший мастер декоративного стиля и выдающийся сценограф.

Трудно представить себе художника, который был бы в меньшей степени совместим с устремлениями большевиков, чем Лев Бакст (1866-1924). Совершенно очевидно, что он не мог бы творить в советской России, так как всё его самобытное и в то же время в высшей степени традиционное творчество лежало в плоскости декаданса, а с декадансом большевики беспощадно воевали.


Бакста рассматривают сегодня в категориях грации и изящества, искусствоведы анализируют его линию и штрих, роль цвета в композиции, восточную тему и образы античности, которые мы встречаем в его произведениях. Сегодня многие художественные идеи Бакста подпали под переосмысление.

-2
-3


Этот великий художник давно стал символом русского модерна. Среди художников-сценографов своей эпохи ему поистине не было равных. Но он был также и талантливым графиком, плакатистом, мастером миниатюрных эмблем и различного рода графических символов.

Утончённая эстетика Бакста была не совместима не только с официальной советской культурой, с бурно развивающимся авангардом, но отчасти и с культурой Европы 1920-х годов. В Париже, городе в котором Бакст обосновался после отъезда из России, его ждали свои проблемы.

-4
-5


Стиль Льва Бакста был признан в Париже, а затем в США. Он получил вторую жизнь в многочисленных подражаниях. Многие приёмы и методы художника стали стилеобразующими для французского искусства. К началу 1920-х годов Бакст стал «визитной карточкой» русской культуры во Франции, её живым воплощением.


У творческой жизни Бакста было более чем успешное начало. Он родился в Гродно в 1866 году, но детство провёл в Петербурге. Ему удалось поучиться у крупнейшего финского живописца тех времён Альберта Эдельфельта (1854-1905), художника, который с особой теплотой и сердечностью относился к своим российским коллегам. Если бы Бакст продолжал работать в реалистической манере, ему было бы уготовано блестящее будущее.

-6
-7


И всё же Бакст, в совершенстве владевший академическим рисунком и реалистической манерой живописи маслом, создатель картин в откровенно передвижническом стиле был плоть от плоти символизма и модерна. Он воплощал искусство
fin-de-siecle со свойственной ему грацией, изяществом и тонкостью.


Как складывалась судьба Бакста в Париже? Так же, как и его коллега Василий Кандинский, он приехал на Запад, будучи вооружённым хорошим знанием западной культуры. Парижская жизнь и художественная традиция были для него «своей» областью. Ему не нужна была никакая социокультурная адаптация, потому что искусство Европы (да и Азии) было пропущено им через душу и сердце, хорошо освоено им во всех аспектах.

-8
-9


В середине последнего десятилетия 19 века расцвёл стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в графике — как станковой, так и прикладной. О модерне существует большая искусствоведческая литература на многих языках, которая заложила ментальные и когнитивные матрицы. Книги Л. В. Мазини, Г. Гофштеттера и З. Вихмана переведены на многия языки мира, и разбор стиля модерн, предложенный этими авторами, сегодня успешно применяется как методологическая база и к русской культуре.

Российский модерн развивался почти параллельно европейскому, налицо общие черты. Поэтому к нашему модерну вполне приложимы и те теоретические положения, которые разработали зарубежные учёные Роберт Шмутцлер, Хельмут Вайсенбергер и Зигфрид Вихманн. Все эти учёные уделяют колоссальное внимание контуру и штриху, проблеме формы в целом.

-10


Эти литературные источники позволяют нам применить к русскому модерну накопленные в мире классификационные схемы, описывающие стиль
«ар нуво». Например, членение модерна на «стиль Гимар» и «геометрический», существование «двухмерного ар нуво» и «трёхмерного ар нуво» и другие методические принципы могут быть успешно использованы применительно к отечественной культурной жизни периода, когда творил Лев Бакст.


Однако в связи с Бакстом мы сразу же будем вынуждены отринуть все концепции, которые так или иначе связаны с японской модой, японизмом. Его привлекала античность, арабский Восток, искусство Германии, Финляндии и Скандинавских стран.

-11


При этом Бакста никогда не называют ни японистом, ни арабистом. Чаще всего его называют столпом русского модерна, крупнейшим мастером декоративного стиля и выдающимся сценографом. Он повлиял на развитие ювелирного искусства и мелкой пластики, на тенденции в моде и даже на дизайн интерьера.


Бакста связывают с эпохой
мирискуссничества. Это было время стремительного развития графических искусств. Быстрыми темпами развивалась печатная графика, что обусловило многие стилистические новшества. Рубеж веков был периодом бурного развития искусства авторской художественной открытки, плаката, новейших стилей оформления меню и банкнот. В эти камерные, на первый взгляд, области пришли большие художники.

-12


В те годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Замечательная талантливая графика Бакста печаталась на современном оборудовании. Произведения графики, которые и ранее были предметом эстетического наслаждения, в условиях использования новейших полиграфических достижений стали рафинированными произведениями искусства.

-13

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!