Найти в Дзене
Православие для всех

Зачем упоминать Бога в Конституции?

В годовщину Инторнизации в нынешнем году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал предложение о внесении в Конституцию Российской Федерации упоминание о Боге.

Принципы отношений Церкви и Государства.

Чтобы правильнее представить должные отношения между Церковью и государством, надо ясно сознавать различия их природ. Церковь и государство имеют разную природу и происхождение. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. Царство Мое не от мира сего – сказал Господь (Ин. 18:36). «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется сатане и во зле лежит (см.: Ин. 8:44; 1Ин. 5:19).

Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Церковь единственна и едина, она не ограничена пространственными границами; а государств много, и каждое из них имеет свою территорию. В отношении территориальных масштабов с государством сопоставима не Вселенская, но Поместная Церковь, которая также имеет свою территорию, но, в отличие от государства, имеющего полный суверенитет и независимого от других государств, представляет собой в известном смысле лишь часть Вселенской Церкви.

Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своих пасомых и для приобретения новых чад.

На основании этого можно ли говорить о возможности государственного закрепления Богопочитания?

Россия - светское государство.

В 14-й статье действующей редакции Конституции указано: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Таким образом внесение в Конституцию упоминания о Боге должно предполагать установление главенство какой-либо религии над другой. В многоконфессиональном государстве это невозможно. Альтернативный вариант, предлагаемый некоторыми парламентариями, о включении в Конституцию упоминания о Боге в принципе, без отсылки к конкретной религиозной конфессии ,не может быть приемлем для православных христиан, поскольку в православном вероучении отсутствует возможность отождествления практики Богопочитания с практикой богопочитания других конфессии. Такое положение дел противоречило бы христианской совести.

История учит не повторять ошибок.

Российское государство в дореволюционную эпоху уже наделало ошибок, связанных с формализацией вопросов веры для своего народа. Государственный статус Церкви привел к серьезному упадку веры и вообще чуть не полному краху Церкви в начале 20-го века.

Итого.

Российское законодательство находится в процессе формирования. Эта констатация касается и законов, которые тем или иным образом затрагивают правовой статус религиозных общин и объединений. Что касается правового статуса Русской Православной Церкви, то поскольку особое значение Православной Церкви для России подчеркнуто в преамбуле к ныне действующему закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», нужно так усовершенствовать законодательную систему, чтобы соответствующее положение из преамбулы не оставалось только декларацией, чтобы законы влияли на законодательство и отражались как в конкретных правовых нормах, так и в реальной политике государства.

Законодательный опыт Германии в области установления правового статуса религиозных общин, когда Католическая, Евангелическая и некоторые другие Церкви имеют статус корпораций публичного права, в то время как другие религиозные общины от государства полностью отделены и рассматриваются как частные корпорации, может быть поучителен и для российского законодателя.

Восстановление симфонической модели церковно-государственных отношений в ее классической форме: византийской или российской допетровской – в наше время невозможно. Но вполне актуальной задачей ныне является устроение своего рода симфонии в отношениях Православной Церкви и российского общества. А если такая симфония Церкви и общества прочно утвердится, появится необходимость и в ее юридическом, законодательном оформлении. Но это когда-то потом и то не факт что что-то подобное будет иметь место в реалиях современности....