(Forces spéciales, 2011, Франция)
Как бы ни хотелось обозвать это кино французским "Уцелевшим", однако не получится. Ибо вышло оно на два года раньше "афгано-спецназовского" мочилова Питера Берга, а, стало быть, такое сравнение будет некорректным. Хотя в остальном у них немало общего. Особенно в количестве выстрелов на единицу экранного времени фильма.
Ладно хоть режиссёр/сценарист Стефан Рибожад рассказывает нам ненастоящую историю, а потому доколупываться до большинства её странностей и глупостей нет резона. Чего вы хотите - 100% выдумка же! Так почему бы и впрямь не пофантазировать, включая в нужный для хороших парней момент режим везения, а плохим парням, когда надо, отключать меткость, словно косоглазым имперским штурмовикам из "Звёздных войн".
Поскольку вешалки в здешнем театре не было, он начинается с того, что храбрая, но безмозглая французская журналистка Эльза (Дайан Крюгер) решает снять репортаж. Да не простой, а о несоблюдении прав женщин и насилии над ними. Да не в Париже, а в Кабуле, что явственно намекает: добром эта затея не кончится.
Так и случилось. Вскоре к Эльзе подкатили возмущенные её расспросами талибы. И со всей ответственностью заявили, что они свято соблюдают права женщин и ни о каком насилии над ними слыхом не слыхивали. А чтобы репортёрша прониклась духом афганского феминизма, её схватили за шкирку, шарахнули лбом о стену и увезли куда-то в дикие-дикие земли. Где её заточили в темницу и пообещали вскорости делать ей секир-башка. Разумеется, с прямой трансляцией этой гуманитарной акции на весь мир по Интернету.
Вскоре новость об этом долетела до французских властей. Которые, взглянув на дату казни и рожи палачей, пригорюнились. Но поскольку бросить журналистку в беде означало озлобить против себя прессу, было решено послать за Эльзой самых опытных экспертов по правам человека во всём мире. То есть группу матёрого спецназа. А с ним - целые чемоданы аргументов, должных объяснить талибам всю их неправоту и ущербность их образа жизни.
Далее, как и положено в остросюжетном кино, все планы спецназёров пошли наперекосяк. Что, естественно, не отразится на их меткости и бездонном запасе патронов. Которых у них столько, что ни разу за фильм нам не покажут, чтобы у кого-то они кончились и как товарищ делится с ним боеприпасами.
Зато с подствольными гранатомётами обратная картина. Они есть у каждого второго, но из них почему-то упрямо не стреляют. Или, может, кто-от разок и шмальнул, а я проморгал. Но в любом случае, боевых ситуаций, когда спецназу нет нужды беречь гранаты, в фильме много, но он их всё равно экономит. И явно не из-за жалости к атакующим его головорезам.
Тем не менее, хоть кассовый провал у фильма бомбический - собрано в прокате лишь 6,2% (!) от вложенных в него 10 млн. евро, - назвать его проходным или халтурным всё-таки нельзя. Снимали его в красивейших местах Таджикистана и Джибути, не размениваясь на болтовню, а делая упор на приключения и перестрелки. Поэтому и те, и другие сработаны на достойном для современного европейского боевика уровне.
Местные положительные герои тоже все колоритные и разнохарактерные. Разве что демонстрировать свои характеры им при сверкания пятками и в грохоте выстрелов особо некогда. Поэтому вся "человечность" их общения сводится к солдатским шуточкам да обычным для военных картин монологам типа "Вот вернусь с войны, и-эх заживу!".
***
В общем, в виде армейского нон-стоп-шутера фильм далеко не так плох, как его бухгалтерские отчёты. И если бы Стефан Рибожад не упал духом после кассового фиаско своего "Отряда", вероятно, он снял бы ещё что-нибудь подобное. Однако на сегодняшний день это его единственное выступление на большом экране, и в плеяду известных французских экшен-мейкеров он себя, увы, не вписал.