Существует такое понятие, как когнитивная нагрузка. Когнитивная нагрузка — это ментальное усилие, необходимое для произведения любого действия.
Современный дизайн должен быть таким, чтобы уменьшать когнитивную нагрузку на пользователя. Короче говоря, чтобы человек не уставал от работы с продуктом.
Помни, что у пользователя всегда есть цель взаимодействия с продуктом. Это может быть потребление контента, покупка товара и т.д. Все, что угодно.
И твоя задача, как веб-дизайнера — сделать так, чтобы пользователю приходилось применять как можно меньше усилий для достижения этой цели.
Ниже я собрал несколько принципов, используя которые в своей работе, ты сможешь снизить когнитивную нагрузку своего дизайна на потребителя:
1. Избегай ненужных элементов
Как и в любом дизайне, в проектировании UI меньше значит больше. Любой элемент, который не помогает пользователю достичь цели, работает против него, потому что пользователь вынужден отвлекаться на ненужный элемент, помнить о нём наряду с полезными элементами.
Но не гонись за простотой за счёт понятности.
2. Пользуйся шаблонами
Используя шаблоны там, где это уместно, ты даёшь в руки пользователю знакомые инструменты. Это снижает количество новой информации, которую пользователь должен усвоить для достижения цели, соответственно приближая его к этой цели.
3. Исключай лишние задачи
Всякий раз, когда ты требуешь от пользователя усвоить контент или принять решение — ты увеличиваешь когнитивную нагрузку. Когда это только возможно, старайся избавить пользователя от лишних задач, чтобы ему было проще фокусироваться на достижении цели.
4. Ограничивай выбор
Сталкиваясь с большим количеством вариантов, когнитивная нагрузка возрастет из-за проблемы выбора.
Важно минимизировать количество вариантов, между которыми может выбирать пользователь в каждый конкретный момент. Особенно обрати внимание на навигацию, формы и выпадающие меню.
5. Группируй варианты выбора
Когда варианты, между которыми должен выбирать пользователь, разнесены по нескольким группам, пользователь может принять одну из групп за всё поле выбора.
В таком случае выбор будет не только ограниченным, но и более сложным, так как будет доступна только часть всех вариантов. Всегда объединяй варианты выбора в одну группу — это поможет избежать лишней когнитивной нагрузки.
6. Стремись к читаемости
Просто разборчиво писать текст недостаточно — необходимо сделать его легким для восприятия. Типографика должна быть эстетически приятной, подходить под контент и быть легко читаемой, а дизайн — незаметным.
7. Используй иконки с осторожностью
Исследования показали, что иконографика тяжело запоминается, и, вопреки нашему интуитивному представлению, может увеличить когнитивную нагрузку, направленную на распознавание смысла.
В то время как общепринятые иконки работают хорошо (такие как «печать», «закрыть», «воспроизвести/остановить», «ответить, «твитнуть», «поделиться»), узнаваемость остальных построена на обращении к прошлому опыту пользователя, в котором не может быть никаких стандартов.
Чтобы избежать двусмысленности при использовании иконок, комбинируй их с надписями.