Если ваша знакомая проработала 5 лет медсестрой, а потом выучилась и 50 лет практиковала как врач, то кем вы будете её считать? Медсестрой или врачом? Казалось бы, ответ очевиден.
Так почему же мы перестаём верить фактам и повторяем расхожие мифы, когда дело касается известных людей? Например, мы часто получаем сообщения от читателей о том, что метод Монтессори создан для умственно отсталых детей. Хотя, по факту (и это легко проверить в открытых источниках) Мария Монтессори только 5 лет занималась с детьми с ограниченными возможностями, и более 50 лет посвятила работе с обычными детьми.
5 лет работы с «френастеническими» детьми: с 1896 по 1901 год
В те времена френастеническими детьми называли детей с любой формой умственной отсталости, инвалидности или болезни. Их собирали в специальных закрытых заведениях, никак с ними не занимались и не лечили. Дети просто жили в комнатах без игрушек и иногда выходили погулять на закрытую территорию. Одним словом, всё было как в тюрьме, и мало кого заботила их судьба.
Поработав с такими детьми, Мария Монтессори получила поразительные результаты: многие «неполноценные» сдали экзамены не хуже учеников обычных школ. Тогда Мария подумала: раз её методика имеет такое влияние для детей с особенностями развития, то что же будет, если её применить для детей без диагнозов?
50 лет работы с обычными детьми: с 1901 по 1952 год
Мария Монтессори адаптировала свои методы обучения детей с ограниченными возможностями к системе общего образования и в 1907 году начала заниматься с детьми в Casa dei Bambini («Доме детей»). Это учреждение было открыто в многоквартирном доме для малообеспеченных семей в одном из римских районов. В нём обучалось полсотни детей от 2 до 7 лет.
Наблюдая за своими воспитанниками, Мария Монтессори и создала свой метод и философию. Именно с «Дома детей» началось распространение метода Монтессори по всему миру. Сначала открылось несколько Casa dei Bambini в Италии, а через три года Монтессори-школы можно было уже встретить в Великобритании, Франции, Швейцарии и США.
В наше время по всему миру работает около десятки тысяч Монтессори-садов и школ, в которых учатся 2 млн. детей. Среди выпускников много знаменитостей.
Так почему тогда многие думают, что метод Монтессори для умственно-отсталых детей?
Вы не поверите, миф тянется с одного единственного предложения в советском курсе истории педагогики: “…это педагогика для детей с ограниченными возможностями”.
Как вы думаете, почему миф оказался сильнее фактов?