Найти в Дзене
Ваби Саби Стиль

Суми-э — японская монохромная живопись

Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия. На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением живописи был монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода), произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты. История суми-э, как и история японской эстетики ваби-саби, началась с монаха. Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы»,

Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э). То есть суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.

Сэссон Сюкэй 雪村. Восемь видов рек Сяо и Сян
Сэссон Сюкэй 雪村. Восемь видов рек Сяо и Сян

На протяжении XIV–XV веков преобладающим направлением живописи был монохромный пейзаж в стиле сансуй (горы-вода), произведениями которого украшали дворцы аристократов и военной элиты.

История суми-э, как и история японской эстетики ваби-саби, началась с монаха. Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно приданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. Картина «Ловля рыбы при помощи тыквы», выполненная по личному заказу военного правителя Японии, уже вполне самостоятельна и несёт лишь следы китайского влияния.

Дзёсэцу. Ловля сома тыквой-горлянкой.
Дзёсэцу. Ловля сома тыквой-горлянкой.

В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них самурайского происхождения. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй 雪村 (1504-1589).

Сэссон ушел в монахи и стал художником. Он продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. На многих его работах присутствует отпечаток самурайского воспитания художника.

Сэссон Сюкэй. Буря
Сэссон Сюкэй. Буря

Хосэгава Тохаку (1539-1610) был выдающимся художником того периода. Легендарное произведение в формате двух 6-панельных ширм — Сосновый лес.

Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона
Хасэгава Тохаку. Сосновый лес, левая сторона

Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета.

В переходный период от Адзути-Момояма к более мирному времени Эдо работал художник Товарая Сотацу. Работая вместе, Таварая Сотацу и художник Хонами Коэцу создавали удивительные по живописности произведения.

Еще одним знаменитым мастером этого периода, делавшим зарисовки с натуры, был Маруяма Окё (1733-1795). Маруяма декорировал движущиеся куклы и создавал полотна в стиле укиё-э.

Маруяма Окё.Сосна, бамбук и слива (три символа счастья).
Маруяма Окё.Сосна, бамбук и слива (три символа счастья).

Выдающимся мастером этого направления был Урагами Гёкудо (1745-1820). Творчески переосмысливая традиции японской и китайской живописи, он пытался придать своим картинам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.

Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.
Урагами Гёкудо. Голубые горы, предчувствие дождя.

Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации.

Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы.
Урагами Гёкудо. Червленые осенней листвой горы.

В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть. Любые образы художник хранит в памяти такими, какими он их увидел.

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Суми-э — японская монохромная живопись.

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!