Так получилось, что один из рабочих дней корреспонденту TURIZM.RU пришлось провести в турагентстве. Туристов, надо сказать, было не очень много, и большую часть времени менеджеры просто скучали. Ну и, естественно, разговаривали между собой.
Почему-то казалось, что турагенты должны постоянно обсуждать своих клиентов: их странности и необычные запросы. В нашей стране ведь любят перемывать косточки даже незнакомым людям. Но, выяснилось, что гораздо больше менеджеры жалуются на… отношения с туроператорами. О, сколько там страсти, слов и эмоций! Ну, вот взять хотя бы главные претензии в адрес старших партнеров...
1. Неудобство в пользовании системами бронирования
Оказывается, туроператоры постоянно обновляют, «точат» собственный софт. Одна из последних «фишек» — автоматическое внесение в тур всевозможных доплат. Признаться, большинство из них бюджетным туристам (а они, как правило, преобладают) не нужны. От слова «совсем». Самое распространенное — индивидуальный трансфер, платные бутерброды на борту самолета, расширенные страховки и др. Менеджеры жаловались, что пока все эти функции-кнопки не отожмешь, минимальную цену на тур не увидишь и не получишь.
2. Доплаты за утренний/вечерний вылет
Ряд туроператоров в предстоящем летнем сезоне вводит просто грабительские доплаты за конкретизацию рейса. Если турист желает вылететь на отдых в определенное время, например, утром или вечером, то придется доплатить от 3 000 до 7 000 рублей. И это, заметьте, при том, что большинство рейсов чартерные. Следовательно, время вылета может раз сто поменяться вплоть до последнего дня. И если клиента все-таки пересадят на другой самолет, не факт, что деньги будут возвращены. Турагентов, равно как и их клиентов, это возмущает.
3. Минимальная комиссия
Пожалуй, это самая «больная» тема для всех турагентов. Снижать комиссии туроператоры начали примерно два года назад. И если раньше агенты получали 12-15% от стоимости тура, то сейчас не более 7%. И если учесть, что едва ли не каждый второй турист просит сделать скидку (а ее можно сделать только за счет собственной комиссии), можете себе представить, сколько путевок нужно продать агентству, чтобы остаться на плаву?! Посчитайте при средней стоимости тура 100 000 рублей и вычтите от полученного результата расходы на офис, телефон, интернет, рекламу, зарплату, бухгалтерию, налоги, в конце концов.
4. Высокая конкуренция
Одна из менеджеров, Алена, рассказала такую историю. Она работала с туристами почти две недели. Семья собиралась на отдых в ОАЭ. Вместе они долго выбирали отель с лучшим соотношением цены и качества, а также удобные, как хотелось клиентам, условия перелета. И вот, вроде бы решение принято, осталось только получить оплату. И вот тут-то... Прощай, потерянное время. Туристы заявили, что нашли аналогичное предложение по более дешевой цене. Само собой, менеджеры не в восторге от таких ситуаций, ведь за консультации они не берут ни копейки.
5. Иногда агенты все-таки обсуждают туристов
Но для этого должно произойти что-то совсем необычное. Агент рассказала, как отправила туристам подборку отелей, расположенных на первой береговой линии, а в ответ ей «прилетело», что все это не то, так как моря поблизости нет. «Почему нет? — удивляется менеджер. — Все отели действительно стоят на берегу»! Оказалось, что туристка просто не увидела моря на фотографиях отеля и интернете.