В предыдущей статье мы проследили жизненный путь французского постимпрессиониста Поля Гогена. Как из преуспевающего биржевого брокера он превратился в нищего художника, при жизни не понятого и не принятого зрителями.
Следующая история о человеке, которому сопутствовала удача, где бы он ни жил, чем бы он не занимался.
История вторая
Василий Кандинский. Несостоявшийся профессор права — отец русского абстракционизма
Россия-Германия-Франция
Василий Васильевич появился на свет в декабре 1866 года в богатом доме московского коммерсанта Кандинского. Достаток отца позволял семейству жить не скупясь, много путешествовать. Когда Василию исполнилось 5 лет, он с родителями переехал в Одессу. Там же получил начальное образование, обучался музыке и рисованию. Затем были годы успешной учебы в московском университете, незадолго до окончания которого, Василий женился на своей двоюрдной сестре Анне Чемякиной. Итак, к 27 годам Кандинский обзавелся собственной семьёй, заслуженно получил должность доцента и преподавателя юридического факультета. Жизнь преуспевающего юриста вошла в колею и манила радужным, благополучным будущим.
Василий Кандинский имел все шансы сделать прекрасную карьеру в области права, ему даже предлагали место приват-доцента в Дерптском университете (ныне университет в Тарту, Эстония), но тут вмешался случай. В 1895 году на московской выставке были представлены работы французских импрессионистов. Увиденное настолько впечатлило Кандинского, что он решает оставить перспективную стезю юриста и посвятить себя занятию живописи. На момент принятия этого важного решения Василию Васильевичу исполнилось 30 лет.
«До того я не знал никакого искусства, кроме реалистического, и притом только русского. И внезапно я увидел эту картину. По каталогу я узнал, что речь идет о стоге сена. Я не мог узнать его в картине. И это было для меня невыносимо. Я нашел также, что художник не имел права рисовать так неотчетливо. Я смутно ощущал, что предмет исчез в картине. И я с удивлением и беспокойством заметил, что картина не только захватила меня, но и отпечаталась в моем мозгу и по временам проплывала перед глазами со всеми мельчайшими подробностями». В. Кандинский
Итак, в 1896 году Василий Васильевич направляется в Германию обучаться мастерству рисования. В Мюнхене Кандинский примыкает к группе русских художников, центром которой является ученица Репина — Марианна Верёвкина. Постоянными участниками «Розового салона» Верёвкиной были: гражданский муж Марианны — художник Алексей Явленский, Игорь Грабарь, Василий Кандинский, Дмитрий Кардовский, художник и танцовщик Александр Сахаров. Это была достаточно разношёрстная компания, объединяющая талантливых, незаурядных людей.
Учёба Кандинского тоже идёт своим чередом. Василий берёт частные уроки рисования, а затем в 1900 г. поступает в Мюнхенскую академию художеств, где его преподавателем был Франц фон Штук. Василий Кандинский много работает, путешествует, оттачивает технику, экспериментирует.
В 1910 году Кандинский принимает участие в выставке художественного объединения «Бубновый валет». В это же время продолжаются эксперименты художника с формой и цветом. В ходе своих исследований Василий Васильевич приходит к идее, что живописец должен писать не предмет, а его тайную душу. Кандинский делает первые попытки написания картин в жанре абстракции.
Следующий, 1911 год выдался богатым на события. Василий Васильевич разводится с Анной, но при этом не торопится вступать в брак со своей гражданской женой — художницей Габриеле Мюнтер. Кандинский полностью поглощен работой, ему не до семейного очага. Готовится к выходу его первая книга — «О духовном в искусстве» и первая персональная выставка.
Василий Васильевич далеко ушёл от своих друзей-экспрессионистов, отказавшись от предметной живописи, сосредоточившись на красоте и гармонии абстрактных линий, цветовых пятен. Но, тем не менее, абстрактная живопись и экспрессионизм комфортно уживались рядом. Идеи художников, их взгляды были направлены в одну сторону. Таким образом, в том же 1911 году Кандинский становится одним из лидеров и организаторов художественного объединения «Синий всадник» («Der Blauе Rеiter»), в который входили Франц Марк, Август Макке, Пауль Клее, Мюнтер, Верёвкина, Явленский. Это было не первое объединение, организованное Кандинским. Появлению «Синего всадника» предшествовало «Новое Мюнхенское художественное объединение» и «Фаланга».
Думаю, вы со мной согласитесь, что даже в наши дни картины Кандинского далеко не всеми воспринимаются положительно. Что уж говорить про жителей Германии, хоть и обладавшими прогрессивными взглядами на искусство. Увы, они оказались не готовы к новаторским работам Кандинского и его друзей. Первая же выставка художников «Нового Мюнхенского художественного объединения» в 1909 г. завершилась громким провалом и разгромными газетными статьями.
«Или большинство участников этого объединения психически больны, причем неизлечимо, или же мы имеем дело с группой бессовестных аферистов, которые лучше всех знают, как падки их современники на сенсации, и пользуются этим», — писал корреспондент одной из мюнхенских газет.
Но Василий Кандинский не унывает, он уверен в своём творчестве, в правильности выбранного пути. Он рисует ощущения, звуки, даёт пояснения к своим абстрактным картинам — «импрессиям», «импровизациям», «композициям».
🖌 Импрессии представляют собой впечатления Кандинского от созерцания природы.
🖌 Импровизации фиксируют бессознательные импульсы художника, выраженные на холсте.
🖌 Композиции являются наиболее полным выражением результатов творческих исканий Кандинского.
Одним из любимых композиторов Василия Васильевича был Рихард Вагнер. Его музыка запечатлена во многих произведениях Кандинского.
В 1914 году с началом войны Василий Васильевич оставляет Германию и бывшую возлюбленную Габриеле, возвращается в Москву. Начинается новый этап его жизни. Он по-прежнему много работает. Прошло 2 года, Кандинскому 50 лет. Страну лихорадит в преддверии революции, а он влюбляется в молоденькую девушку, услышав её голос в телефонной трубке. Кандинский тут же пишет акварель «Посвящение незнакомому голосу». Стремительный роман, и вот уже Нина Андреевская становится женой Василия Кандинского.
Тем временем, установившаяся власть Советов пропагандирует новое искусство, наступает звёздный час русского авангарда. В советской России Василий Кандинский пришёлся ко двору. Вот он участвует в создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, вице-президентом которой был избран позднее. Кандинский являлся членом художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, затем Председателем Всероссийской закупочной комиссии, почётным профессором Московского университета. Преподавал во ВХУТЕМАСе. В новой России у художника всё складывалось замечательно. Но, вероятно, помимо художественного таланта, Василий Васильевич обладал отменным чутьём. В 1921 году Кандинский едет с рабочей поездкой в Берлин, откуда на родину больше не вернется.
Опять Германия и опять всё устроилось лучшим образом. Василий Васильевич преподает живопись, а спустя полгода начинает работать в Баухаусе (Высшей школе строительства и художественного конструирования), внеся огромный вклад в развитие школы и направление Баухаус. В 1933 году в Германии к власти приходят нацисты, прекратившие деятельность Баухауса. Кандинские вынуждены эмигрировать во Францию, где в 1944 году и умирает художник, не дожив всего несколько дней до своего 78-летия. Василий Васильевич до глубокой старости не переставал рисовать и оставил большое творческое наследие.
Интересные факты
🎨 Кандинский стабильно входит в тройку самых дорогих русских художников. Последняя из проданных на аукционе Sotheby’s «Картина с белыми линиями», 1913 г. обошлась покупателю в 41,8 млн. долларов.
🎨 Эта картина, хранящаяся до 1974 года в Третьяковской галерее, оказалась предметом обмена на таинственное письмо Ленина. В советское время очень серьезно относились к документальному наследию Владимира Ильича. Бумаги за авторством и подписью Ленина собирались по всей стране, выкупались за границей. Ни один документ не должен был дискредитировать светлый образ вождя. Немецкий предприниматель Вильгельм Хак предложил правительству СССР обменять имеющееся в его распоряжении письмо Ленина на «Картину с белыми линиями» Кандинского. Хак сдержал слово, отдал письмо Ленина и получил вожделенную картину. Долгое время она была одной из жемчужин его богатого собрания живописи. Затем он передал её в городской музей, созданный специально для его коллекции. Однако эта картина и картина Малевича по-прежнему оставались в собственности семьи Хака. В 2015 году наследница Вильгельма изымает свои картины из музейной коллекции и выставляет их на продажу через аукцион Sothebey’s, где они были успешно проданы в 2017 году.
🎨 Часть картин Кандинского была уничтожена нацистами во время кампании по борьбе с дегенеративным искусством, однако многое удалось сохранить, в том числе стараниями бывшей возлюбленной Кандинского — Габриеле Мюнтер. Кандинский так и остался для Габриеле любовью всей её жизни. Она тяжело переживала разрыв с Василием. Их роман длился 10 лет. Габриеле так и не вышла замуж, жила уединенно, посвятив себя живописи и храня воспоминания о Кандинском. Незадолго до своей смерти в 1962 году, она передала в дар галерее Ленбаххаус (г. Мюнхен) часть своих работ и работы Василия Кандинского.
🎨 Василий Кандинский является автором четырёх книг.
🎨 Кандинский был старше своей второй жены Нины на 33 года. В некоторых источниках упоминается о том, что Василий и Нина в 1917 году стали родителями, но случилось несчастье — сын Всеволод умирает в трехлетнем возрасте.
🎨 Жизнь Нины Кандинской трагически оборвалась в 1980 году. Её нашли убитой в собственном шале в Швейцарии. Нине Николаевне был 81 год. Из дома были похищены только драгоценности. Картины Кандинского, стоящие в разы больше, остались нетронутыми. По завещанию Нины большая часть наследия Василия Кандинского, включая картины, фотографии, архивные документы после её смерти поступили в парижский центр Жоржа Помпиду. Нина Кандинская является автором книги воспоминаний «Кандинский и я».
🎨 Еще один интересный факт о Кандинском. Мистический. Как мы уже знаем, Василий Васильевич умер в декабре 1944 года. Спустя некоторое время появляется человек по имени Дэвид Паладин (1926-1984). Американский малограмотный индеец, заброшенный войной в Европу. Он был в немецком плену, прошел через нечеловеческие пытки в концлагере, его психике был нанесен тяжелый удар. Когда Паладина освободили вместе с другими узниками, ему требовалась серьезная медицинская помощь. Дэвид был на грани жизни и смерти. Когда же он очнулся, то произнес на русском языке: «Я — Василий Кандинский. Художник». Позднее под воздействием гипноза Паладин говорил на русском языке либо по другой версии — с русским акцентом (история сеансов гипноза тёмная), но в состоянии бодрствования русский не понимал, да и по-английски он говорил плоховато. Странно было другое, спустя несколько лет Дэвид взялся за кисти и начал рисовать в абстрактной манере «позднего» Кандинского. Эксперты признали сходство работ Кандинского и Паладина, как будто их писал один человек. Ещё через некоторое время художник выработал собственный стиль, основанный на использовании элементов культуры индейцев. Иногда на выставках Кандинского демонстрируются работы Дэвида. Было ли это переселение души, либо великое мошенничество, мы уже не узнаем.