Поговорили со Станиславом Гридасовым – основателем сайта Sports.ru и бывшим главным редактором журнала «PROспорт», который вместе с журналистом Романом Трушечкиным запустил в Storytel свой авторский подкаст.
– Что (или кто?) определило ваше увлечение хоккеем?
– У меня не было выбора. В середине 70-х в хоккей играли во всех саратовских дворах, хоккейным болельщиком был мой папа, тогда все любили хоккей: актеры, учителя, космонавты, Брежнев и даже моя деревенская бабушка Лена. Правда, она не понимала, зачем наша Москва играет с нашим же Челябинском, поэтому она смотрела по телевизору только матчи наших, советских, против не наших, канадцев или чехов, и приговаривала тихо: «Лишь бы не было войны». Хоккейную клюшку я взял в руки раньше, чем научился читать.
– Вы знаете многих успешных хоккеистов и других спортсменов. Что их объединяет? В чем секрет настоящего спортсмена, который достигает в карьере больших высот?
– Для меня настоящий спортсмен – не обязательно тот, кто стал чемпионом мира или Олимпийских игр. Еще школьником я писал очерк для областной газеты об одном легкоатлете, который рос в глухой деревне и мечтал стать великим стайером, как Владимир Куц. Никаких стадионов, тренеров и условий у него, понятно, не было, и он зимой тренировался, бегая по заснеженным шпалам железнодорожной ветки. Великим чемпионом он не стал, ну и что с того. Не знаю, какое тут подобрать одно общее слово для всех настоящих спортсменов. «Превозмогая»? Боль, трудности, лень, себя.
– Как вы относитесь к волне фильмов про спорт, которые появляются в нашей стране в последние годы? «Легенда № 17», «Движение вверх», «Лев Яшин» и так далее. С чем связываете их успех?
– Мне не нравятся все три эти фильма, но я очень рад, что в России стали снимать кино о спорте.
В самой природе спорта заложена драма – подлинная, глубокая, античная, поэтому спорт так популярен в мире и поэтому о спорте так трудно сделать хорошее кино.
– О каком матче – или о каком хоккеисте – вы бы хотели, чтобы сняли художественный фильм?
– О Валерии Харламове. Тарасове. Чернышеве. Боброве. О суперсерии-72. «Легенда № 17» к этим людям и событиям имеет чисто назывное отношение, она позаимствовала чужие имена, как в гардеробе воруют чужое понравившееся пальто. Или вот Николай Сологубов – готовый сериал: фронт, блокада Ленинграда, штрафбат, разведка, ампутация ноги, послевоенная мировая слава и нищета потом, гибель. Валерий Воронин, футболист, идеальный герой хрущевской оттепели. Братья Старостины. Ой, у нас куда ни глянешь – ничего нет. Кино нужно делать не про «хоккеистов» или про «футболистов», а про людей, судьбу, страну, эпоху. Обязательно запишем об этом одну из серий подкаста.
– Как бы вы могли охарактеризовать Юрия Дудя?
– Ну, мы давно знакомы с Юрой, он проработал у нас в «PROспорте» лет 6 или 7. Сейчас в его команде работают ребята, начинавшие или публиковавшиеся у нас в журнале. Я хорошо запомнил, как приглашал Юру перейти к нам в «PROспорт», ему не было еще 18, я знал его к тому моменту пару лет по работе в «Известиях» и все равно тогда удивился, как трезво, стратегически и одновременно искренне он может поступать.
– Какие книги вы можете посоветовать послушать в Storytel?
– Вы ставите меня в тупик. При таком большом выборе. Наверное, так. «Зимняя дорога» Юзефовича. Очень люблю этот жанр – «непридуманной истории», когда нон-фикшен сделан по канонам великого русского романа. Лучше Юзефовича у нас сейчас никто это не умеет. Конечно, Алексей Иванов. Трумен Капоте – весь. Чехов – всегда.