С момента оглашения Президентом России послания Федеральному Собранию, в котором был озвучен ряд предложений по изменению Конституции России, прошло двадцать дней.
За этот срок произошло достаточно много общественно значимых событий, чтобы понять как контуры, так и содержание реформы Основного закона Российского государства, а также дать взвешенные оценки этого процесса.
О необходимости внесения отдельных поправок в Конституцию России на протяжении последних четырех лет заявляли спикеры обеих палат Федерального Собрания, руководство федерального Правительства и главы регионов, а также судьи Конституционного Суда. При этом со стороны Администрации Президента реакция на данные предложения всегда была весьма скупой и прохладной. Тем удивительнее и, если так можно выразиться, экстравагантнее прозвучали 15 января этого года идеи по изменению Основного закона.
Разница между тем, что прозвучало из уст Главы государства и тем, что оказалось в содержании внесенного 20 января в Государственную Думу законопроекта является достаточно существенной, однако перед погружением в детали вспомним несколько фактов о самом главном законе нашей страны.
Конституция России, является весьма краткой и занимает 116 по объему место в мире.
Также отметим три существенных процедурных нюанса, которые определяют возможные модели изменения Основного закона.
Во-первых, правовой основой деятельности упомянутого Конституционного Собрания должен служить специальный федеральный конституционный закон, однако до настоящего времени данный акт не принят, что означает невозможность полного пересмотра Конституции России в принципе.
Во-вторых, действующая Конституция 1993 г. не дает ответа на вопрос о возможности и порядке изменения ее преамбулы, а также второго раздела, что, по сути, является пробелом и порождает правовую неопределенность в этом аспекте. Практические вопросы по этому поводу до настоящего времени никогда не поднимались.
В-третьих, существующая юридическая техника не исключает (хотя изредка в мировом конституционализме практикует) возможности регулирования вопросов, содержащихся в 1, 2 и 9 главах путем принятия новой порядковой главы, без изменения тех, что указаны выше.
Таким образом, предложенные главой государства поправки могли фактически предусматривать изменения лишь в главы 3-8 Конституции, что и отражено в проекте Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» № 885214-7, принятого Государственной Думой в первом чтении 23 января.
В целом в послании главы Российского государства можно выделить 9 тем, предполагающих изменение или введение нового конституционного регулирования:
— о государственном суверенитете;
— о требованиях к лицам, замещающим государственные должности и отдельные руководящие должности государственной и муниципальной службы;
— о требованиях к лицам, претендующим на должность Президента России;
— о принципе единства публичной власти;
Продолжение на нашем сайте