Доброго времени суток, дорогие читатели! Названием поста выбрала афоризм Сократа про учителя, не случайно.
Сегодня хочу рассказать историю коллеги, которая уже больше месяца очень расстроена из-за проблем в школе у ее 12 летней дочки. Я лично знакома с девочкой-хороший воспитанный ребенок. Да, по другому, и быть не могло. Мама-верующий человек, грубого слова в жизни никому не сказала. В прошлом году Оля заступилась и стала дружить с одноклассницей, которую весь класс не принимал. Не побоялась общественного мнения. Теперь все, почти, как в фильме "Чучело" ополчились против нее. Самое обидное, что и та девочка, за которую дочка коллеги заступилась, теперь тоже не общается с ней. В школе с классным руководителем вопрос не решается. Она отстранилась под предлогом большой загруженности. Дошло до того, что Оля отказывается идти на учебу и просит маму перевести ее на домашнее обучение. В итоге, приняли решение перейти в другую школу. Как ни странно, всем учителям безразлично, что ребенок уходит. Не пойму, то ли время сейчас такое, то ли люди другие, то я безнадежно устарела, что думаю об этом?
В связи со случившимся, на меня нахлынули воспоминания моей школьной жизни. Какие золотые учителя у нас были!
Мой день рождения в ноябре и родители решили отправить на учебу в 6 лет. Первой моей учительницей была Зуева Зоя Даниловна. Много лет прошло, а идеал учителя сложился по образу и подобию ее. Она обладала материнской теплотой, добротой, чувством справедливости и отеческой строгостью. Была такая мама-наседка, а мы ее цыплята.
Никакой дополнительной подготовки к школе не проходила, там начала учиться читать и писать. Сказывалось, что я была младше одноклассников, поэтому вместо знаний, мне всегда хотелось играть. Горе-ученица тайком проносила игрушки и раскладывала их в парте. Самое серьезное мое достижение было наполнить ванночку водой и купать пупсика во время урока. Зоя Данилова попросила маму, проверять мой портфель. Но на вопрос: "Может нам пойти в первый класс на следующий год?"- ответила отрицательно. Успокоив родителей, что ребенок привыкнет и все наладится. Так благодаря ее терпению, я осталась учиться и первый год закончила на 4 и 5.
На всю жизнь запомнились ее рассказы, которые по прошествии времени понимаю, придумывала нам сама. Зоя Даниловна никогда не говорила, как нужно поступать, а наводила нас на размышления, после которых каждый делал свой выбор. Например, в школе работала уборщицей и гардеробщицей старенькая бабуля Мария Исаковна. Она была не ласковой и малообразованной. Любимое ругательство в адрес расхулиганившихся школьников было: "У, лешай!" Думаю, что жизнь у нее была не сладкой: похоронила мужа, дочь, внучку и одна воспитывала двух правнучек. Мальчишки из нашего класса начали дразнить ее. На классном часе Зоя Даниловна рассказала про то, как Мария Исаковна выживала в войну, про ее трагедию и про то, как тяжело ей работать, но детей нужно поднимать. Спустя время рассказала историю про ученицу, которая на 8 Марта сделала своими руками подарок для пожилой уборщицы школы, в то время, как весь класс, для учителей. Она рассказывала про эмоции бабули, которая не ожидала, что ей кто то уделит внимание... Мы были детьми сообразительными и накануне праздника пришли с открытками и поделками для Марии Исаковны. То, что раньше услышали из рассказа нашей гениальной учительницы, прожили наяву. Наша всегда суровая бабуля сидела и вытирала платочком глаза когда мы "облепили" ее с подарками. Я на всю жизнь запомнила глубокие морщины на ее лице, по которым катились крупные слезы. Для нас это был очень важный урок доброты. До окончания школы мы с девчонками подписывали ей открытки к праздникам и скидывались на скромные цветы. К слову сказать, позже мне рассказали, что наша Мария Исаковна, умерла на своем рабочем месте-на стульчике под часами рядом с кнопкой звонка, сигнализирующем о начале или окончании урока.
Таких историй нам рассказано было множество: про зеленый патруль, который лечил деревья; про добрых пионеров, которые бегали за молоком и газетами ветерану войны, про чуткого сына, который к приходу мамы мыл посуду, чтобы она могла отдохнуть; про смелых ребят, которые заступились за дворовую собаку; про настоящих друзей, которые не бросали в беде... Они все были житейские и легко понятные детям. На этих ценностях мы взрослели.
Зоя Даниловна никогда не кричала, даже самые хулиганистые ученики, понимали ее по строгому взгляду. Уверена, что такая ситуация, как у моей коллеги с дочерью, не могла бы произойти в нашем классе. Я хочу верить, что история с Олей, это единичный случай. В большинстве, наши дорогие учителя, с любовью относятся к детям и к профессии.
"Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую". (Василий Осипович Ключевский) Этот афоризм лучше других характеризует мою первую учительницу. Зои Даниловны уже нет с нами, но все ее ученики с благодарностью вспоминают ее и свои школьные годы!