Найти тему
Нескучная летопись

6 февраля – 331 год назад одна свадьба изменила историю России

В 1689 году на престоле России сидело два царя – Иоанн, пятый по очереди, и Петр, первый в своем имени. Два брата были помазаны на царство одновременно, чтобы предотвратить кровавую междоусобицу между родами их матерей – Милославскими и Нарышкиными. Иоанн был болезненным юношей, а Петр еще слишком мал, чтобы править самостоятельно. Поэтому за государство отвечала родная сестра Иоанна – царевна Софья.

царь оанн V Алексеевич
царь оанн V Алексеевич

Спустя два года Софья женит 18летнего Иоанна на Прасковье Салтыковой. Петру тогда было только 12 лет. Мать «младшего» царя царица Наталья Кирилловна Нарышкина до определенной поры не спешила с браком сына. Однако, когда спустя 5 лет жена Ивана Прасковья впервые забеременела, медлить с браком Петра было уже нельзя.

Царица Наталья сама занялась поиском невесты. Род ее должен быть не сильно знатным, чтобы не претендовать на власть, однако же и не захудалым. Кроме того, Наталья рассчитывала опереться на семью невестки в борьбе за власть с Софьей, которая с каждым годом становилась все сильнее. Поэтому выбрала она девушку из рода дворянского, служилого, но многочисленного. Звали потенциальную невесту Прасковьей. То ли имя было слишком популярным в то время, то ли очередная улыбка истории, но пришлось девушке сменить имя на Евдокию – не могло быть в семье две царицы Прасковьи.

Отчество ей тоже изменили – стала она второй Федоровной в длинной череде супруг российских правителей. Это отчество давалось царицам, а потом императрицам в честь фамильной иконы Романовых – Федоровской иконы Божией Матери. Имя сменил и отец невесты: стал вместо Иллариона Федором.

царица  Евдокия Федоровна Лопухина
царица Евдокия Федоровна Лопухина

6 февраля 1689 года в селе Преображенском по древнему русскому обычаю сыграли свадьбу. До этого дня молодые виделись лишь единожды, и то по настоянию Петра, который хотел убедиться в «приятности» суженой.

После этого 17летний Петр в брак вступил без сопротивления и первое время даже был любезен с женой. Однако разница в воспитании и характере не могла способствовать сближению супругов. Евдокия, воспитанная в традициях Домостроя, на женской половине дома, считала своей обязанностью блюсти семейный очаг, быть покорной и рожать детей. Петру же нужна была не «покорная жена», а соратница и сподвижница. Ведь уже в этом возрасте он тяготился регентством Софьи и желал править самостоятельно. И планов преобразования у юного царя было уже предостаточно.

царь, а затем император Петр I
царь, а затем император Петр I

Евдокия не поняла устремлений мужа, старалась удержать его возле себя. Более свободная, воспитанная на европейский манер Анна Монс, ставшая любовницей Петра еще до его свадьбы с Евдокией, была ближе молодому царю по духу. Евдокия же олицетворяла для мужа все то, что он стремился искоренить в своей стране.

Вступление в брак позволило Петру считаться совершеннолетним, чем он сразу же воспользовался. Оснований для регентства Софьи больше не было, Иван отказывался бороться за власть и «младший» царь после длительного противостояния со сводной сестрой все таки взял власть в свои руки. Спустя 5 лет умирает мать Петра Наталья Кирилловна, еще через 2 года – его соправитель Иоанн. И если при жизни родственников Петр старался соблюдать традиции, не ломал сложившиеся устои и уклад, то единоличная власть развязала ему руки. С этого момента начинается новая эпоха в истории России.

Петр и Евдокия
Петр и Евдокия

Не полюбившаяся Петру Евдокия, как напоминание о старом укладе, от которого царь желал всеми силами избавиться, тоже должна была уйти с дороги. Через год после смерти матери Петр отправляет Евдокию в монастырь против ее воли. Не помешало даже малолетство их единственного сына Алексея, названного в честь деда. Безоглядная любовь ребенка к матери, которая в течение 7 лет была с ним неотлучно и которую так резко вырвали из его мира, привела к формированию в характере наследника престола недоверия к отцу, мнительности и нежелания доверять вообще кому-либо. С отцом Алексей так и не смог найти общего языка, как не смог и простить ему столь раннее лишение материнской заботы.

царевич Алексей Петрович
царевич Алексей Петрович

Да и Петр воспринимал сына только как вынужденного наследника. В день похорон жены Алексея, принцессы Шарлотты, царевич получил от отца письмо с такими словами: ««не выказывает склонности государственным делам», и убеждал исправиться, в противном случае грозясь не только отстранить его от наследования, но то и похуже: «ежели жени, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу яко уд гангренный, и не мни себе, что я сие только в устрастку пишу — во истину исполню, ибо за Моё Отечество и люд живота своего не жалел и не жалею, то како могу Тебя непотребного пожалеть».

Конфликт отца и сына, нелюбовь Петра и недоверие Алексея привели к бегству цесаревича из России в Австрию, затем в Италию, где он намеревался дождаться смерти отца и вступить на престол как Алексей II. Несмотря на обещание Петра простить сыну все прегрешения, после возвращения в Россию Алексей был арестован, помещен под следствие, во время которого и скончался.

Умер ли царевич от пыток, от сердечного приступа (как иногда указывается), или был убит в камере, сейчас доподлинно неизвестно. Как и неизвестно, смог бы Петр отдать приказ о казни сына. Это уже не так важно. А важно то, что будь Евдокия любимой женой, а Алексей – желанным сыном, история России могла бы пойти совсем по другому пути: не было бы на троне не имеющей прав на него Екатерины I. Да и жизнь Петра II могла бы сложиться совсем по-другому, если бы он воспитывался родным отцом.