Найти тему

Почему в России снизилось качество школьного образования

От чего зависят результаты PISA и почему российское образование не вписывается в мировые тренды?

– Те, кто старается оправдать неудачи России в исследовании PISA, объясняют это тем, что у нас – основательное академическое школьное образование, а PISA проверяет лишь умение применять полученные знания на практике – компетенции. Если это и так, то не отражает ли знаменитую фразу: если вы такие умные, то почему такие бедные? 

– Те измерительные инструменты, которые применяют в исследовании PISA, связаны и с проверкой академических знаний, и с их применением в нестандартных, изменившихся ситуациях. Это очень серьезно: ведь мертвые знания, которые лежат на полках памяти, потом забываются и не применяются. Эта тенденция мирового образования была понятна уже давно – 10 лет назад. Примерно в то время в России появились новые по тем временам Федеральные образовательные стандарты (ФГОСы). Они и были рассчитаны на то, чтобы, с одной стороны, не терять академичность, а с другой – научить детей применять знания по всем предметам, пользоваться ими в нестандартных ситуациях. И, как только это стало постепенно внедряться, мы сразу стали выскакивать на ведущие позиции. Это касается блестящих результатов учеников нашей начальной школы в исследовании PIRLS, позволяющем сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. Улучшились результаты России в исследовании TIMSS (сравнительная оценка качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе). Последние 6-8 лет мы те самые ФГОСы и внедряем.

– Но учителя-то остались старой закалки?

– Ключевой стала проблема подготовки педагогических кадров. Для того чтобы учить по-новому, надо иметь учителей, у которых мозги работают по-новому. Это первое. А второе – нужно иметь очень серьезные ресурсы.

– Ресурсы материальные?

– Материальные, технологические. И Москва-то как раз это все имеет. Даже в детском саду (а по измененному закону «Об образовании» детский сад – это уровень образования) дети начали работать с 3D-ручками, с Lego… И в начальной школе мы стали отходить от мела и доски, от голой зубрежки и тоски. Там дети уже работают с роботами.В московских школах это стало обычным явлением. Как и в школах некоторых городов. То же самое – с изучением иностранного языка. Начался уход от академического подхода, когда дети правила знают, а разговаривать не умеют. Мы же все в советское время учили мертвые языки.И что вы делаете в этой ситуации?Мы в школе упорно продолжаем развивать идеи пока еще действующих ФГОСов. Например, одной из его задач было создание детско-взрослого родительского сообщества. Без этого нет общения родителей с детьми. Иначе дети уходят в плоские компьютерные сети, а там много опасностей. 

Все, кто говорит на «ужасном» русском — выпускники школ и вузов. Почему предложение учить их дольше — не поможет? Подробнее

Но беда в том, что самих этих родителей (не говоря о бабушках и дедушках моего поколения) учили по-другому: пересказ, зубрежка… Буквально вчера был открытый урок для родителей во втором классе. Урок был посвящен родной речи. Но там была заложена еще одна великая идея: метапредметность. Начинался урок с того, что им показали мультфильм Норштейна «Ёжик в тумане». Кстати, мы с ним дружим и наши дети уже делают свои мультики. С одной стороны, это – осень. С другой – ёжик в тумане. А с третьей стороны, на этом уроке детей озадачивали по поводу интересных фразеологизмов. Что означает «сидеть на иголках» или что такое «ежовые рукавицы»? Там были и математика, и биология… Родители сидели завороженные – их так не учили. Дальше дети поделились на команды корректоров и редакторов (а обучение в команде – это тоже компетенция, где люди думают сообща, не тянут одеяло на себя. То, что предлагаете, и является подлинной реформой образования. А как вы относитесь к такой проблеме. Финская школа, один из лидеров PISA, заточена на работу со слабыми учениками. Там с ними отдельно занимаются, так же, как и с теми, кто почти не знает финского языка. Но в международных олимпиадах у них нет особых побед. 

– Ставка на высший результат – это абсолютно ложная стратегия нашего образования. Одаренных во всем мире не более двух процентов. Не надо путать их с просто способными детьми. Когда я приезжаю в город Х, где население 120 тысяч, они мне хвастаются: стобалльников у них столько, а победителей олимпиад – столько. Я им на это отвечаю: но они же все уедут! А кто у вас в городе останется, кто будет создавать инфраструктуру? Ведь те, кто останется – будут пить по подъездам и резать прохожих. И еще: одаренным тоже нужно психолого-медицинское сопровождение. Там много проблем, много шизоидности. Ставка на одаренность – убийственная. В то же время в моей школе есть победители и призеры олимпиад. И это прекрасно, это право ребенка, но не нужно на этом зацикливаться.

-2