Пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Таврия Дана» обычно считают всего лишь модификацией обычной трехдверной «Таврии» с кузовом хэтчбек. Но это не совсем корректно, ведь первоначально эта машина задумывалась на Запорожском автозаводе «Коммунар» в несколько ином качестве. В каком именно – сейчас и расскажем.
Николай Марков, фото из архива автора, Максима Шелепенкова, Сергея Андреева, Дениса Дементьева, Олега Чалкова
Работа над «пятидверкой» началась в 1986 году, то есть еще до запуска в серию «трехдверки» ЗАЗ-1102. Ее задумывали не как модификацию, а как обновленную базовую модель, которая появится на конвейере в первой половине 1990-х годов. Планировалась, что «ноль пятая» машина, унаследовавшая имя «Таврия», получит кузов с меньшим аэродинамическим сопротивлением и более мощный двигатель. Тем самым на заводе рассчитывали снизить расход топлива в сравнении с ЗАЗ-1102 при одновременном улучшении динамики. Но самое интересное – это, конечно, увеличение количества дверей при строгом сохранении прежних габаритных размеров машины (чтобы остаться в той же самой «клеточке» утвержденного типажа). В общих чертах конструктив будущей «ноль пятой» машины сформировался в 1987 году. Тогда же были построены макеты внешней формы и интерьера, проведены первые аэродинамические испытания.
Полноразмерный пластилиновый макет ЗАЗ-1105, подготовленный заводскими дизайнерами, предполагал уход от облика существующей «Таврии»: заимствованными элементами тут оставались ветровое стекло, блок-фары да фирменная эмблема в виде стилизованной буквы «З» на капоте! Но это – лишь внешняя форма, за которой скрывалось унифицированное с ЗАЗ-1102 несущее основание кузова, или как модно теперь говорить – платформа. Что же поменялось конкретно? Ширина передних дверей уменьшилась, а задняя стенка кузова стала почти вертикальной. Объем багажного отделения вырос, а проем пятой двери опустился до уровня бампера. Интересно, что позади задних дверей предусмотрели пару боковых окошек, которые приоткрывались вбок. И еще одна деталь. Прежде на всех советских легковых автомобилях линия стыковки панелей боковин и крыши проходила по боковой проекции кузова и маскировалась водосточными желобами. На ЗАЗ-1105 в угоду аэродинамике водостоки убрали, продлив вверх панели боковин и состыковав их с панелью крыши уже в горизонтальной плоскости (сварочные швы закрыли пластиковыми накладками).
Под стать внешности планировалось изрядно переработать интерьер салона, сделав его более комфортабельным. Так, ЗАЗ-1105 хотели оснащать новой панелью приборов с местом под радиоприемник формата DIN, более удобным 4-спицевым рулевым колесом, новыми сиденьями, тканевой обивкой дверных карт. Под капот машины собирались ставить 1,25-литровый 60-сильный двигатель МеМЗ-310 в паре с новой коробкой передач с иными передаточными числами. Первый опытный ЗАЗ-1105 показали на выставке «Автодизайн’88», проходившей в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ СССР. Правда, в силу высокой загруженности экспериментального цеха изготовить для него полный комплект оригинальных деталей не представлялось возможным, а потому этот образец был своего рода «переходным», сохранив стандартное оперение передка и большую часть «внутренностей» от ЗАЗ-1102. В сопроводительном описании сообщалось, что новая 5-дверная «Таврия» стала на 50 кг тяжелее серийной «сестренки», а предполагаемый срок ее постановки на производство – 1992 год.
Новые опытные образцы ЗАЗ-1105 с почти полным комплексом запланированных изменений стали появляться с 1989 года, причем в течение пары лет на них последовательно опробовались несколько различных стилистических решений в оформлении передка и задка. В 1990-м одну из промежуточных версий перспективной «Таврии» продули в аэродинамической трубе автополигона НАМИ.
А затем прямо поверх панелей этого самого образца ЗАЗ-1105 сотрудники полигона «вылепили» свой вариант исправленной формы кузова: приподняли линию крыши над багажником, скорректировали форму капота, облицовки радиатора и бамперов, на пятой двери добавили пару небольших спойлеров, но убрали выштамповку под номерной знак.
«Художественную лепку» формы ЗАЗ-1105 на полигоне закончили в 1991 году. Конечно, гигантские зазоры между деталями сразу давали понять, что перед нами даже не опытный образец, а по сути макет, но суть предложений «намийцев» этот образец демонстрировал вполне наглядно.
Но окончательно утвержденный вариант дизайна для ЗАЗ-1105 все же принадлежал перу запорожских художников-конструкторов и, объективно говоря, отличался большей гармоничностью и лаконичностью.
Наиболее активная фаза работ по доводке и подготовке производства ЗАЗ-1105 совпала по времени с распадом СССР. Оказавшись в независимой Украине, Запорожский автозавод пока еще не лишился своего крупнейшего рынка сбыта, однако столкнулся с новыми для себя экономическими факторами: гиперинфляция, прекращение государственного финансирования, бартер, взаимные неплатежи… В погоне за снижением себестоимости продукции АвтоЗАЗ начал закупать самые дешевые комплектующие. А в отсутствие должной системы входного контроля качества это привело к тому, что к середине 1990-х качество самих автомобилей «Таврия» упало до критически низкого уровня. В этой обстановке становится удивительным сам факт того, что завод сумел-таки довести «пятерку» до конвейера: под собственным именем «Таврия Дана» автомобили ЗАЗ-1105 поступили в свободную продажу в 1994 году.
Правда, от первоначальной идеи в них осталось немного. Про новое оперение передка никто уже не вспоминал – использовали стандартные детали от ЗАЗ-1102. Элементы интерьера устанавливали те, которые имелись на заводе в наличии. А в наличии, разумеется, чаще всего были стандартные панели приборов и рули от ЗАЗ-1102. Выпуск форсированных двигателей МеМЗ-310 с увеличенным диаметром цилиндров моторный завод не потянул совсем, а альтернативный агрегат МеМЗ-2457 объемом 1,2 литра с увеличенным ходом поршня еще только готовился к освоению, поэтому в сбыт «Даны» начали поступать с прежним 1,1-литровым мотором МеМЗ-245. С ним потяжелевший универсал, конечно, совершенно не отличался динамичностью. В итоге получилось, что серийной стала машина, очень напоминающая «переходный» опытный образец для выставки «Автодизайн’88»!
В отсутствие необходимых двигателей из Мелитополя, Запорожский автозавод начал экспериментировать с применением чужих силовых агрегатов. В частности, до конвейера добралась модификация «пятидверки» ЗАЗ-1125 с 1,3-литровым мотором от ВАЗ-2108. Но вазовские моторы поступали в ограниченных количествах (всего около 5 тысяч штук, в основном использованных для 3-дверных «Таврий»), да и помещались под капотом они не очень хорошо. По этой причине большинство таких гибридов собрали с 4-ступенчатыми коробками передач. Установку же 5-ступенчатых коробок производили лишь на каждой десятой машине: для этого предварительно силами экспериментального цеха требовалось доработать левый лонжерон кузова и реактивные тяги. Кроме того, под капот модификаций с мотором ВАЗ уже не влезала «запаска», которую пришлось крепить в багажнике, и вакуумный усилитель тормозов, который пришлось снять вовсе (хотя по смыслу более динамичный автомобиль, напротив, должен был получить и более эффективные тормоза).
Что касается качества сборки, то оно у автомобилей «Таврия Дана» оказалось таким же невысоким, как и у обычных «Таврий». Более того, новой модели стали присущи и собственные «болячки»: наиболее характерные из них – течи кузова по проемам ветрового окна и багажной двери, а также плохо работающие дверные замки и стеклоподъемники. В итоге получилось, что выпуск универсалов активно велся лишь в 1994–1995 годах, когда заводом было собрано около 13 тысяч таких машин. В 1996-м выпуск всех автомобилей на АвтоЗАЗе упал на порядок, а в 1997-м остановился вовсе: тогда завод, делавший прежде до 170 тысяч машин, отгрузил в сбыт… всего тысячу девятьсот! Когда же Запорожский автозавод удалось оживить весной 1998 года при помощи корейской компании Daewoo, выпуск ЗАЗ-1105 так и не был возобновлен.
Читайте также на канале "МАШИНА":
- Фото интересных моментов с испытаний автомобилей ЛуАЗ
- Эволюция кабин опытных грузовиков ГАЗ
- Совсем другая "Таврия": опытный образец ЗАЗ-1102 (1978 г.)