В своём произведении "Остров Сахалин" А.П. Чехов писал: "Тяжело ехать, очень тяжело, но становится ещё тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта чёрная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, течёт цивилизация! Да, говорят, говорят много, и если бы нас послушали ямщики, почтальоны или эти вот мокрые, грязные мужики, которые по колено вязнут в грязи около своего обоза, везущего в Европу чай, то какого бы мнения они были об Европе, об её искренности!".
О чае, его сортах, употребляемых в России можно говорить и писать многое. Но в сегодняшней публикации хочется раскрыть одну из интересных деталей, от соблюдения которой зависели цена и качество потребляемого чая.
Чай в России XIX в. был не самым дешёвым товаром. Так, например, в 1832 г. стоимость чая обыкновенного на территории западной части России могла достигать 50 копеек за фунт, а цветочного - 1 рубль серебром за фунт. А ведь помимо этих видов чая в России употребляли плиточный, кирпичный и многие другие виды чая.
Основным импортёром этого продукта в Россию вплоть до конца XIX в. являлся Китай. Так, например, по данным на 1896 г. из Китая в Россию официально было ввезено 2.279.110 пудов чая.
Долго единственным источником доставки этого ценного продукта были конные обозы, шедшие по Великому Сибирскому пути . Во второй половине XIX в. незначительная часть чая доставлялась также морским путём. Со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали конные обозы чая постепенно отошли в историческое прошлое.
В ходе движения конного обоза, груженного грузом чая вожам - ямщикам приходилось тщательно соблюдать дистанцию между повозками или санями. И дело тут, - вовсе не в опасности столкновения. А в чём же тогда?
Ответ прост: лошадь, везущая следующую повозку, особенно в холодный промежуток времени, - выделяла значительное количество пара. От недосмотра заспавшегося возницы она могла сблизиться с передней повозкой и, ввиду непрочной, зачастую бумажной, упаковки чая - подмочить размещенный там груз. Такой чай слипался, портился и, как следствие, терял свои вкусовые качества. А значит, - падал в цене.
Необходимо отметить, что виновных в порче чая возниц на Великом Сибирском пути, как правило - штрафовали на значительные суммы.
А что вы знаете о культуре употребления чая в России? Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал.