Личное мнение
В последнее время проходит бурное обсуждение поправок в конституцию. Думаю, что всем понятно, почему эта тема такая животрепещущая. Ведь с 1993 года прошло много времени. Страна сделала много шагов и вперед и назад. Это не так важно. Важно то, что назрели перемены, которых нынешняя Россия не может избежать. А перемены нужны. Например, в сфере высоких технологий (микрочипы, роботостроение, операционные системы и пр.) Сейчас объясню почему.
Все чаще мы начали задумываться над темой: почему руководители нашей страны называют Россию сверхдержавой, но при этом мы совсем не пользуемся, либо слишком редко пользуемся отечественными технологиями; почему в наших руках iPhone или Android, а не гаджет, разработанный и собранный в России? На этот вопрос мы постарались найти ответ.
- Состояние технологического состояния России на сегодняшний момент
Чтобы как можно лучше понять, отстаем ли мы в развитии данной отрасли от ведущих мировых держав, нужно понять в каком вообще состоянии сейчас высокие технологии в России. Мы решили заглянуть в один любопытный документ.
В России 21 августа 2019 года был принят проект «Стратегии развития электронной промышленности Российской федерации на период до 2030 года». В нем были указаны основные положения, говорящие о нынешнем положении электронной промышленности.
Итак, электронная промышленность – это совокупность организаций, выполняющих научно-технологические и иные работы в области разработки, производства, обеспечения эксплуатации, а также оказывающих услуги, связанные с электронной и микроэлектронной продукцией соответственно.
Российская электронная промышленность представлено рядом организаций, которые в свою очередь выделяют пять основных групп: организации оборонно-промышленного комплекса; частные организации, частные иностранные компании; малые инвестиционные компании; профильные государственные научные организации и организации высшего образования.
Организации и их доля общеотраслевой выручки:
1. Подотчетные Минпромторгу России организации и интегрированные структуры (422), из которых 370 оборонно-промышленных обеспечивают 75% от общей выручки
2. Малые и средние российские организации (2000), ориентированные на коммерческий рынок, обеспечивают 18% от общей выручки
3. Дочерние и совместные иностранные компании (30) обеспечивают около 7% от общей выручки
Более 80 организаций, обладающих собственными производственными мощностями, оказывают услуги в сфере контрактного производства электронных изделий и компонентов. Компании, ведущие разработку электроники, составляют около 45% от данного числа организаций. Остальные занимаются интеграцией и прочими услугами в сфере электроники.
К числу стартапов, создающих продукты и услуги в сфере электроники в Росси, относится менее 300 субъектов. Все они соответствуют актуальным требованиям потребителей, но в большей мере направлены на оборонно-промышленный комплекс, атомную энергетику и т.д., а не на рядового гражданина. Плюс ко всему, точной оценки числа действующих стартапов дать невозможно, потому что попросту нет единых критериев отнесения организаций к данной категории, и они малоактивны.
- На простом языке: что не так
Но эти слова неискушенному читателю ни о чем не говорят. Нужно, чтобы кто-то разъяснил, что все это значит. Тогда мы обратились к работе специалиста по этому вопросу.
Куликова Наталья Николаевна в своей научной работе «Современное состояние и тенденции развития электронной промышленности в России» особое внимание уделяет микроэлектронике, как самому динамичному сегменту экономики в мире и стратегически важной отрасли для нашего государства. Она утверждает, что, судя по статистическим данным, доля России в мировом объеме производства микроэлектронных компонентов составляет менее 1%. Также анализ данных показывает, что в России выявлена проблема обеспеченности российских предприятий отечественными электронными компонентами и зависимость электроники от импорта. Такое положение, считает Наталья Куликова, объясняется технологическим отставанием, сильной зависимостью от гос. Заказов и дефицитом молодого поколения.
- Цифры в других странах
В настоящее время 90% инновационных решений базируются на продукции микроэлектроники. Так, на ней основаны передовые производственные технологии – технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудования и приборы. Поэтому большинство развитых и развивающихся стран мира поддерживают микроэлектронику, признавая ее ключевым фактором инноваций и социально-экономического развития.
Основная доля рынка микроэлектронных компонентов принадлежит странам Юго-Восточной Азии (Китаю, Малайзии, Тайваню, Сингапур, Южной Корее и др.) – около 61%; государства Северной и Южной Америки – 19%; странам Европы и Японии – по 10%. По оценкам агентства Frost & Sullivan, в ближайшее время первые позиции в отрасли сохранят за собой: Китай, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Южная Корея и США.
По данным Gartner, 25 крупнейших производителей занимают 75,9% глобального рынка. Среди них: Intel, Samsung Electronics, Qualcomm, SK Hynix и др.
- Цифры в России
А теперь представим объемы Российского рынка микроэлектронных компонентов за 2002-2016 гг. Доля России в мировом объеме производства микроэлектронных элементов составила всего 0,68%
- Причины и последствия
Основные причины отрицательных оценок:
1. Технологическое отставание
2. Отставание по параметрам
3. Зависимость от гос. Заказов на внутреннем рынке сбыта
4. Низкий уровень экспорта
5. Высокий уровень импорта
Последствия: Низкая конкурентоспособность национальной экономики т.к. напрямую зависит от доли экспорта и импорта на мировом рынке. Это ведет к значительным экономическим потерям. Наибольшая зависимость от импортной высокотехнологичной продукции за 2010-2015 гг. наблюдается по таким видам, как электроника и телекоммуникационное оборудование. Для РФ это самое уязвимое место, поскольку электроника стимулирует развитие ракетно-космической промышленности, авиа- и станкостроения, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и др. отраслей.
- Как обстоят дела в Китае?
В последние 10 лет Китай сделал гигантский скачок в своем развитии, нарастив мощность и качество своей промышленной базы до уровня, на котором страна уже может не только собирать высокотехнологичную продукцию других стран, но и создать собственные бренды. Среди появившихся брендов в Китае в последнее время – Huawei, ZTE, Oppo, Meizu, Alibaba, Tencent и многие другие. В этом китайским компаниям помогает мощная промышленная политика государства, не жалеющего триллионы долларов на реализацию стратегических целей.
- В каких секторах китайские компании заняли доминирующее положение?
Например, в строительстве инфраструктуры для мобильной связи, где на долю Huawei приходится чуть меньше трети мирового рынка.
Китайские официальные лица утверждают, что это следствие того, что компания тратит намного больше конкурентов на НИОКР. Это подтверждается цифрами.
- Что делать России?
Вернемся к Наталье Куликовой. Она утверждает, что для изменения ситуации требуются:
1. Усиление позиций отечественных производителей микроэлектронных компонентов на национальном рынке
2. Укрепление научно-производственного потенциала отрасли
3. Россия должна обеспечить собственное проектирование и разработку ключевых микроэлектронных компонентов для энергоэффективных систем, автомобильной отрасли, медицины, промышленной электроники и др.
4. Обеспечение научных разработок и их дальнейшего эффективного использования кадровыми ресурсами (при чем не иностранными, а собственными)
Не забудем и о «Стратегии развития электронной промышленности РФ в период до 2030 года». В нем чиновники намечают план развития отрасли: