Найти тему

Самолет Можайского - первый в мире самолёт!

рисунок взят из свободного доступа
рисунок взят из свободного доступа

Многие ли из нас помнят свой район во времена 90-х? Я отлично помню каким был город Красное Село. Это было жутковатое место, депрессивный умирающий городок, из которого мечтало уехать большинство вменяемых жителей. И это не смотря на то, что он является частью Красносельского района Санкт-Петербурга! Но за последние два десятилетия город словно воскрес: у каждого подъезда урны и скамейки, красивые дорожки во дворах, детские и спортивные площадки и много других новых объектов. Одна триумфальная арка чего стоит! И, несмотря на сомнительную историческую ценность, она украсила город.

Рядом с аркой, со стороны будущего ДК, за этим праздником жизни с грустью наблюдает скромный бюст Можайского А.Ф. - создателя первого самолета.

Бюст Можайскому в Красном Селе, Санкт-Петербург. Фото автора
Бюст Можайскому в Красном Селе, Санкт-Петербург. Фото автора

Вам не кажется, что столь весомый вклад в развитие отечественной науки и техники отмечен как-то подчеркнуто скромно? Посмотрите в интернете, какие музеи посвящены таким личностям за границей! А где же наш замечательный музей с сувенирами и толпами туристов???

Благодарные потомки…

Дай бог крепкого здоровья тем, кто возлагает цветы к памятнику, но когда-нибудь и это закончится. Память о том, о чем благополучно забыла Родина, что пытались пронести через двадцатый век несколько энтузиастов, может окончательно уйти в небытие…

Какой-то злой рок витал над этим самолетом с тех самых пор как в 1877 году капитан 1-го ранга Александр Федорович Можайский счастью, бивал пороги Военного министерства с просьбой о предоставлении ему денежных средств для изысканий и опытов.

Можайский А.Ф. Фото из открытых источников
Можайский А.Ф. Фото из открытых источников

Небольшую сумму со скрипом выделили. Можайский строит и испытывает несколько масштабных моделей будущего самолета, в качестве двигателя применяя пружинный и резиновый механизм, также был построен огромный воздушный змей, который тянула тройка лошадей, поднимая ввысь змея вместе с изобретателем. Но, как только наметились значительные успехи, и стало очевидно, что проект реален, под благовидным предлогом наблюдения за опытами Можайского, была создана комиссия, большинство членов которой были иностранцами (Паукер, Герн, Вальберг и др.). С тех пор талантливый изобретатель на своем пути встречал не помощь, а только препятствия – эти люди старались в угоду иностранному капиталу всячески препятствовать развитию русской научной и технической мысли (в России к этому времени важные отрасли промышленности все больше и больше сосредоточивались в руках иностранцев).

Несмотря на все преграды, Можайский продолжал идти к своей цели. Был сконструирован первый в мире авиационный двигатель, который к тому же был паровым(!) и состоял из паровой машины, котла и холодильника.

Двигатель в разрезе. Фото из открытых источников
Двигатель в разрезе. Фото из открытых источников

Две такие установки в дальнейшем были установлены на самолет. Началось строительство самолета своими силами на собственные средства. Летом 1882 года самолет был построен.

Схема самолета Можайского. Фото из открытых источников
Схема самолета Можайского. Фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников

«При испытаниях самолет под управлением механика пролетел над военным полем Красного Села и при посадке аппарат поломал крыло» - из воспоминаний очевидцев.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В течении последующих лет изобретатель продолжал работу над проектом, заказал на Балтийском заводе два более мощных двигателя, но 19 марта 1890 года умер от порока сердца и воспаления легких в возрасте 65 лет. Самолет много лет простоял в имении Можайского в сарае, где в 20-е годы прошлого века был уничтожен пожаром… Так и хочется воскликнуть: ну почему у нас всегда так?!

фото из открытых источников
фото из открытых источников

К счастью на этом история не закончилась. Долгие годы среди нас жил Евгений Михайлович Гришин - настоящий энтузиаст своего дела, мечтавший о создании к 300-летию Красного Села музея пионеров авиации. Евгений Михайлович всю жизнь боролся за то, чтобы исправить историческую несправедливость, напрямую коснувшуюся Красного Села. Ведь когда-то летом далекого 1882 года именно в моём родном Красном Селе поднялся в воздух ПЕРВЫЙ В МИРЕ самолет гения своего времени А.Ф. Можайского, что на 21 год раньше братьев Райт, которых во всем мире считают «пионерами авиации».

Увы, долгие годы хождения по кабинетам не принесли результата. Отчасти это объяснимо тем, что не может музей авиации состоять лишь из десятка уменьшенных моделей самолетов и костюма летчика. Евгений Михайлович не опустил руки и начал самостоятельно строить копию самолета Можайского в натуральную величину с применением аутентичных материалов по старинным чертежам. У него была красивая мечта, чтобы на 300-летие Красного Села достроенный самолет пролетел над городом, доказав соотечественникам и всему миру, что нам есть чем гордиться.

На этой лекции Евгения Михайловича уже не было... Фото из открытых источников
На этой лекции Евгения Михайловича уже не было... Фото из открытых источников

Увы, не суждено ему было достроить самолет, во многом повторив судьбу самого изобретателя. После смерти энтузиаста, коллекцию, какое-то время ютившуюся в местном ДК, приютил СПК «Радогор», но это мягко говоря не то.

модель самолета Можайского, созданная руками Гришина Е.М., дерево. Фото автора
модель самолета Можайского, созданная руками Гришина Е.М., дерево. Фото автора

Так и недостроенная реплика самолета Можайского занимает чужую территорию и в любой момент ее пустят на дрова - без самого самолета о музее можно и не думать! (ваш покорный слуга был журналистом, и работая над подобной статьей проник на закрытый объект, где своими глазами видел плоды его работы) Неужели все так и закончится???

Фото
Фото

А ведь первый в мире самолет и то, что он взлетел на нашей земле – особая честь. Мы можем доказать западу, что именно Россия – родина мировой авиации, а вовсе не США, как принято думать. И наш город по праву заслужил музея авиации. Мальчишки, смотрящие каждый день в небо на пролетающие самолеты не могут нигде подкрепить свою мечту, даже журналы о самолетах в нашей необъятной стране больше не печатают. Будет здорово построить павильон с прозрачными стенами и подсветкой, где будет гордо стоять достроенная копия самолета Можайского, осуществится мечта великих сынов отечества. Кто-то просто будет горд, что он русский! Не об этом ли говорят первые лица страны, рассуждая о патриотическом воспитании??? Могли бы быть интересные экскурсии для школьников и туристов. Много ли надо для этого??? Какая прекрасная мечта! Но для ее осуществления не нужны красивые речи и громкие, пустые обещания. Нужны люди дела, с большими деньгами, связями или огромным энтузиазмом. Или политическая воля. Иначе, спустя годы, мы окончательно забудем свою великую историю, а вместо скромного памятника у арки поставят американский фаст-фуд.

возможно единственная фотография самолета Можайского, взято из открытого источника
возможно единственная фотография самолета Можайского, взято из открытого источника

P. S. : история будет не полной, если я не отмечу отсутствие каких-либо фотографий полета самолёта. И я совсем не случайно написал «поднялся в воздух», а не «взлетел». У столь исторического события даже нет каких-либо вменяемых задокументированных свидетельств! В каком-то старом источнике я читал воспоминание очевидцев, указанное выше. Может быть так и было, а может и нет. Зачем же тогда после этих испытаний в первую очередь изобретатель заказал более мощный двигатель? Может, на самом деле никакого полета и не было, тупо не хватило мощности или, как вариант, длины ВПП?? Даже если и так, лавры создателя первого самолета он заслужил. Некоторые современники вообще сомневались в возможности летать аэроплану такой компоновки. Энтузиасты сделали радиоуправляемые модели. Видео их полета легко можно найти в интернете.

Р/У модель. Фото из открытых источников
Р/У модель. Фото из открытых источников

Для полноты картины добавлю лишь, что самолет должен был разгонятся по дощатому настилу, в конце которого был трамплин. Так что, все может быть! А как вы думаете, был ли полет?

Напишите в комментариях. Если что-то в тексте вам созвучно, подписывайтесь!

Жму руку! Удачи!!