В середине 90-х Gemini Pictures снимали документальный фильм о британских истребителях Supermarine Spitfire. Фильм должен был выйти в 60-летний юбилей первого полёта этого самолета в 1996-м году.
В Великобритании им помогали The Old Flying Machine Company - те самые ребята, которые базируются на аэродроме Даксфорд, где делят площадь с филиалом Имперского военного музея и его реставрационной мастерской. Компания занимается эксплуатацией самолетов Второй мировой войны и поддержанием их в лётном состоянии. В частности, они располагают исправными "спитфайрами".
Рей Ханна (28 августа 1928 - 1 декабря 2005) являлся сооснователем этой компании. К слову, как и его сын Марк (6 августа 1959 - 26 сентября 1999). Они оба были военными лётчиками, одними из лучших в своём поколении.
Одно время Рей возглавлял легендарную пилотажную эскадрилью "Красные стрелы". Кроме того, он не боялся выбивать всю дурь из исторических самолётов, выделывал на них такие кренделя, какие мало кто из современных лётчиков осмелился бы повторить.
Пожалуй, самым любимым его самолётом был Supermarine Spitfire Mk. L. F. IX MH434.
Машина построена на заводе "Касл Браунвич" в августе 1943 года. Обкатку произвёл сам Алекс Хеншоу - известный авиагонщик 30-х годов и тест-пилот компании "Виккерс-Армстронг", которая занималась производством этих истребителей. 19-го августа партия новых "Спитфайров" была отгружена 222-й эскадрилье Королевских ВВС.
Конкретно этот борт пилотировал лётчик-ас североафриканского происхождения Генри "Пэт" Ларднер-Бёрк. На тот момент он был в звании флайт-лейтенанта.
Родился 27 июня 1916 года в Харрисмите. Вступил в RAF весной 1940 года. Ветеран сражений при Мальте, за годы войны сбил семь с половиной самолётов противника, ещё трём нанёс повреждения. Закончил службу командиром крыла. После войны уехал вместе со своей женой Майлкрейн на Мальту, где открыл небольшой бизнес - владел баром. Умер от почечной недостаточности 4 февраля 1970 года.
На этом самом MH434 27 августа над территорией Сент-Омара он сбил одного Фокке-Вульф 190. Ещё одного отодрал во время следующего же вылета, в ходе которого сопровождал Boeing B-17, но упал ли "фока" или просто вышел из боя, установить не удалось, поэтому засчитали, как повреждённого. Пятого сентября MH434 снова отличился - в районе Ньюпорта "Пэт" сбил ещё одного "фоку". 8 сентября одержал групповую победу над Messerschmitt Bf-109 G-серии в небе над Северной Францией (в зачёт пошла половина самолёта).
Затем MH434 был передан в 350-ю эскадрилью в Хорнчерч, но потом возвращён обратно в состав 222-й. Списан после 79 операций в марте 1945 года. Помещён в хранилище 9 MU в 1945-м, затем в 1946-м переведён в 76 MU на утилизацию. К счастью, до пресса дело не дошло. Он был продан Королевским ВВС Нидерландов в 1947-м, присоединился к 322-й эскадрилье на Яве. Заново облётан 10 октября и получил новый бортовой номер H-108. В 1948 году сменил его на Н-68.
7 мая 1949 года скапотировал на брюхо и был отправлен на хранение в Голландию. Снова полетел 10 марта 1953 года, 9 октября передан бельгийским ВВС. Под номером SM 41 попал в Продвинутую Лётную Школу в Коксижде, и затем с 13-м Крылом - в Брюстем.
В 1963-м году куплен Тимом Дэвисом и доставлен в Станстенд, Великобритания. Перевезён в Элстри для для полного капитального ремонта. Первой его ролью в кино стала "Операция "Арбалет" (1965). Затем снялся в "Битве за Британию" (1969).
В 1968-м куплен сэром Эдрианом Свайром, председателем Cathay Pacific Airways. Появлялся во множестве телепередач и фильмов. В то время Рей Ханна и начал на нём летать.
В 1970-е перекрашен в камуфляж 1944 года с кодом эскадрильи AC-S для съёмок в фильме "Мост слишком далеко" (1977).
Фрагмент из фильма "Мост слишком далеко", где Рей исполняет дичайший лоу-пасс над головой ребёнка на велосипеде.
В 1983 году самолёт был продан с аукциона. Причём его новым владельцем стал синдикат Nalfire Aviation Ltd. Consortium, возглавляемый... Угадайте, кем? Реем Ханной! С тех пор эта "игрушка" стала его собственностью.
Фрагмент из сериала "Пара пустяков" (1988), легендарный пролёт Рея на MH434 под Винстонским мостом. К слову, его сын Марк тоже участвовал в воздушных съёмках в этой ленте.
В 1994-м году во время очередного капремонта самолёту восстановили по фотографиям оригинальную схему окраски. Теперь он выглядит, как в августе 1943-го года, с той лишь разницей, что на борт нанесли семь с половиной значков воздушных побед Ларднер-Бёрка, которые он заработал за всю войну. Код ZD-B, серийный номер MH434, имя жены Генри, выведенное под фонарём - вернули всё, как было...
-
Съёмочная группа Gemini расположилась в стороне от аэродрома и готовилась снимать интро, к которому они потом планировали примонтировать пролёт Рея, который собирались снимать с этой же точки. Им сообщили, что самолёт уже на ВПП, но они подумали, что, пока он взлетает, наворачивает круги, набирая высоту, они успеют снять вступление и подготовиться. Собственно, ведущий произнёс свою речь, и, когда уже собирались выключить камеру, от линии горизонта внезапно отделился силуэт низколетящего "спитфайра". Ведущий застыл с дурацкой миной на лице, ожидая команды "Снято!", но она не последовала.
"Спитфайр" резко перевёл в набор прямо перед камерой и пронёсся над ними на высоте нескольких метров. Ведущего сдуло, съёмочная группа нырнула рожами в землю, после чего все, отчаянно матерясь и заливаясь истерическим смехом, повскакивали на ноги. Кто-то за мгновение до этого успел сделать фотографию, на которой видно, что на подлёте Рей держался всего в 1,8 метрах от земли.
Оказалось, ведущий знал Рея. "Пилот был другом ведущего и развлекался с нами, иначе он никогда бы не выкинул этот трюк. Несомненно, он ржал в предвкушении всю дорогу", - Gemini Pictures. В общем, розыгрыш удался.
Найти, для какого фильма это снималось, мне так и не удалось. Зато нашёлся ещё один ролик, вряд ли имеющий отношение к этой документалке, но тоже демонстрирующий великий талант Рея и его единение с MH434.
Рея Ханны не стало 1 декабря 2005 года. Как написали в Википедии, он умер "по естественным причинам". Ему было 78 лет. В последний раз он садился за штурвал своего MH434 16 октября, выступал на осеннем авиашоу в Даксфорде.
Его сын Марк погиб в возрасте 40 лет в 1999 году на авиашоу близ Барселоны. Его "бучон" загорелся во время захода на посадку, из-за чего нормально приземлиться не получилось. Он скончался от полученных травм 26 сентября в 8:30 утра.
Источники: в первую очередь мои многочисленные статьи на Пикабу об этом самолёте и его лётчиках, а также те же самые первоисточники, которыми я руководствовался при их создании:
http://www.cieldegloire.com/017_lardner_burke_h_p.php
http://www.old-flying-machine-company.co.uk/ray-and-mark-hanna/
https://warbirds.fandom.com/wiki/Supermarine_Spitfire_Mk_L.F._IX_MH434