"Два монаха дзэн переходили вброд бурную речку. Недалеко от них стояла очень красивая юная девушка, которая тоже хотела переправиться через реку, но боялась. Она попросила монахов помочь ей. Один из них молча взял её на плечи и перенёс на другой берег. Второй монах был в бешенстве. Он не сказал ничего, но внутри он весь кипел: «Это же запрещено!
Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а этот не только прикасался, но и нёс её на своих плечах!» Когда они пришли в монастырь, на дворе был уже вечер. Тут раздражённый монах повернулся к первому и сказал:
— Смотри, я должен рассказать об этом настоятелю, я должен сообщить. Это запрещено! Ты не должен был так поступать!
Первый монах удивлённо спросил:
— О чём ты говоришь, что запрещено?
— Ты забыл? — сказал второй. — Ты нёс красивую юную женщину на плечах
Первый монах рассмеялся и ответил:
— Я перенёс её на другой берег за одну минуту и сразу же оставил её там. А ты всё ещё несёшь её?"
***
Ложная праведность
В этой притче я вижу в ней рассказ о ложной и истинной праведности.
Поскольку важно не то, что мы делаем или не делаем вовне, но то, почему мы это делаем (наш мотив) и то, чем заполнен при этом наш ум.
Первый монах прикоснулся к девушке, не потому что хотел её, а потому что хотел помочь человеку, встретившемуся на пути. Его ум и сердце были наполнены добротой, не девушкой. Поэтому, он просто сделал это действие, и его ум остался спокоен.
Второй же монах, соблюдая внешние запреты своей религии (не прикасаться к женщине), во-первых, на самом деле не понимал их (поскольку запрет на самом деле состоял в вожделении), а во-вторых, несмотря на то, что внешне он не прикоснулся к этой девушке, весь его ум и сердце были заполнены ей и тем, что сделал первый монах.
В своей жизни я видела много таких людей, которые очень гордятся своей праведностью - и тем, сколько они делают "правильных вещей" и как огня боящихся "не правильных", постоянно указывающих остальным на их "неправедность".
Однако, важно увидеть, что стоит за всем этим, какова мотивация.
Я не видела у многих из них за этим любви, доброты и чистоты. Но видела много гнева, страха, зависти, желания подавить других и контролировать их, желание превосходства и признания (что мы видим и во втором монахе).
Для меня праведность - это состояние сердца, а не количество "добрых" дел. Это любовь, мир и чистота - во всём, что ты делаешь, думаешь, чувствуешь.
Поделитесь, что является праведностью для вас?